Каталог статей |
Бинюк Юлия
Владимировна
Логистика отходов в мегаполисеЛогистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в производстве – в пространстве и во времени, от их первичного источника до конечного потребителя. Логистический подход заключается в интеграции различных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем сквозного управления товародвижением и относящимся к нему потоком информации. Логистика отходов мегаполиса представляет собой систему управления движением отходов, возникающих в процессе деятельности крупных промышленных предприятий (участники логистических технологий), дистрибьюции или упаковки произведенной продукции, с целью повышения эффективности защиты окружающей среды и оптимизации связанных с этим расходов. [1] Современные города (особенно мегаполисы) испытывают огромные трудности для решения проблем жизнеобеспечения своих жителей. Исторически отдельные подсистемы в городе (администрация города, транспорт, здравоохранение, образование, торговля и др.) пытаются самостоятельно решать свои проблемы. Однако, как известно, оптимизировать по локальным подсистемам всю систему нелинейной природы нельзя. Нужно учитывать множество факторов. Такую задачу может выполнить лишь «логистика города» (англ. City logistics, нем. City-Logistik), поскольку лишь она способна скоординировать многочисленные цепочки деятельности, минимизировать затраты. Задачи "сити-логистики" чрезвычайно широки и многообразны: от регулирования дорожного движения и автоматизированного управления светофорами, позволяющего распределять транспортные потоки крупного города, до систем управления инфраструктурой товарных рынков, административных и социальных потоков, а так же управление движенияем отходов. Это и есть городская логистика. [3] Отходы жизнедеятельности мегаполиса образуются на протяжении жизненного цикла предприятий различных форм собственности и сферы деятельности, транспортных компаний, общественных организаций и социума населяющего мегаполис. [1] Например в Киеве за год образуется около 1 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО).Из них около 50% - пищевые отходы, а остальные 50% - полиэтилен, пластмасса, резина, стекло, металлы, древесина - ценное сырье, которое из-за отсутствия раздельного сбора и сортировки должным образом не перерабатывается, а захоранивается на свалках и полигонах. Перед органами самоуправления мегаполиса остро стоят проблемы, связанные с уменьшением оnходов. К первоочередным действиям в этом направлении относятся:
Основными задачами логистики отходов в мегаполисе являются:
Так по словам Шпарика М., Киев ежегодно выбрасывает 1,3-1,5 млн. тонн мусора. Поэтому один завод мощностью 500 тыс. тонн проблемы утилизации не решает. Как альтернатива предлагается возведение в столице немного меньших объектов для утилизации бытовых отходов. Ведь малые заводы способны уничтожать 120-240 тыс. тонн мусора в год, кроме того, если их разместить практически в каждом районе, не будет необходимости возить мусор грузовиками через весь город. Если для возведения большого завода нужно минимум 5 гектаров земли, малый может расположиться и на 1,5 гектарах. [4] На мини-заводах будет применяться пиролизная технология сжигания. На выходе после обработки от мусора будет оставаться немного газа и кокса, которые можно использовать в котельных. Фактически, это альтернативное топливо, которое обеспечит дополнительное тепло для киевлян. Останется еще и зола - полезный материал при производстве бетонных блоков. 70% вредных газов, которые выделяются при сжигании, будет поглощать прямо в реакторе специальную известку. То есть заводы являются абсолютно экологическими. В то же время они и менее затратные. Если сжигание тонны мусора на большом заводе стоит 80 евро, то на малом - 50. Стоимость строительства одного такого объекта обойдется недешево - до 50 млн евро. Однако мини-заводы в Киеве предлагается строить исключительно за счет инвесторов. [4] К основным функциям логистики отходов в мегаполисе относятся:
Исходя из вышеизложенного логистика, наряду с маркетингом, сегодня представляют два основных инструмента эффективного менеджмента. А именно они обеспечивают эффективность экономичного хозяйствования: в частности, муниципальный маркетинг учит как лучше использовать преимущества, которые имеет каждая территория, каждый город, а логистика - уменьшению издержек и соответственно себестоимости продукции. Логистика отходов в мегаполисе включает движение следующих основных материальных потоков:
Таким образом, основными путями решения вопросов, связанных с управлением отходами в мегаполисе, являются:
Выходит что логистика отходов города направлена на:
Литература:
|