Каталог статей

Абильдаев С.Т.

Туристический кластер: региональные возможности и перспективы

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны туризм, и в частности его международная составляющая, выполняет ряд важных функций:

  • выступает источником валютных поступлений для страны и средством для обеспечения занятости;
  • способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;
  • расширяет вклады в платежный баланс и ВВП страны и создает условия для повышения уровня благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, наряду с нефтедобывающей промышленностью и автомобилестроением.

Принимая во внимание быстрый и постоянный рост туризма, его мощное воздействие на окружающую среду, на все сектора экономики и благосостояние общества Правительство Казахстана в долгосрочной программе развития страны определило туристскую отрасль приоритетной. Главной целью Государственной программы развития туристской отрасли на 2007-2011 годы определено создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения доходов государства, стабильного роста занятости населения за счет увеличения объемов внутреннего и въездного туризма и превращения Казахстана к концу 2010 года в центр туризма Центрально-Азиатского региона [1].

Данная Концепция предполагает формирование целостной государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Казахстане современной конкурентоспособной индустрии туризма.

По итогам первого года реализации Государственной программы наблюдается сохранение тенденции устойчивого роста показателей по всем видам туризма. Общий объем оказанных услуг составил 53863,0 млн. тенге, стоимость проданных путевок составила 13890,7 млн. тенге, что свидетельствует об увеличении данного показателя в 1,9 раза по сравнению с тем же периодом 2006 года. В отчетном периоде 1007 туристских фирм и 51 индивидуальных предпринимателей, занимающихся туристской деятельностью, обслужили 541,9 тысяч посетителей, что к уровню 2006 года составило 105,1 %. В целом доход от туристской деятельности субъектов туристской индустрии в 2007 году составил 63,0 млрд. тенге и сумма налогов перечисленных в бюджет составила свыше 9 млрд. тенге, что больше аналогичного периода на 36 %.

Однако, несмотря на положительные тенденции развития туризма в целом по стране, отдельные регионы Казахстана, и в частности Жамбылская область, существенно отстают по уровню реализации своих туристско-рекреационных возможностей. На наш взгляд, это обусловлено наличием как общих проблем развития данной отрасли, так и региональных особенностей регулирования и организации туристского бизнеса. Общими негативными факторами, сдерживающими становление Казахстана как центра туризма Центрально-Азиатского региона, являются:

1) недостаточное развитие туристской и транспортной инфраструктуры. Материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. На сегодняшний день масштабы туризма, виды качество и предложения мест проживания для туристов не соответствует международным требованиям.

2) невысокий уровень сервиса и труднодоступность знаковых исторических мест на казахстанском отрезке Великого Шелкового пути отпугивает как казахстанских, так и иностранных туристов.

3) слабый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и отсутствие научной базы туризма

4) низкое качество предоставляемых услуг в туристской индустрии. Это относится к срокам оформления туристских виз в Казахстан, процедурам регистрации, таможенному и паспортному контролю иностранных туристов.

5) недостаточная привлекательность Казахстана в качестве страны туризма Мероприятия по продвижению позитивного туристского имиджа страны носят несистемный характер, участие на выставках по туризму не обеспечивает в полной мере эффективность рекламной деятельности государства.

6) высокая конкуренция по привлечению туристов со стороны страны-соседей. В настоящее время Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Монголия, не говоря уже о Китае, используют все возможные пути для развития туризма и уже сейчас обгоняют Казахстан по всем показателям.

Территориальные и географические особенности Казахстана обусловливают разные возможности развития отдельных видов туризма в разрезе отдельных регионов страны.

В Жамбылской области в течение последнего времени предпринимаются различные меры по развитию туристской отрасли. Так, в рамках кластерного подхода к развитию туристской отрасли регион, наряду с Алмаатинской областью был выделен в качестве приоритетного направления казахстанского туризма. В области был разработан проект программы развития туристской отрасли на 2006-2007г.г. Для реализации этой программы государством было выделено более 40 млн.тенге. Основными направлениями развития туризма, предусмотренными в программе стали: совершенствование нормативно-правовой базы, разработка мер по обеспечению безопасности туристов, подготовки и переподготовка кадров, расширение маркетинговой деятельности туристских предприятий.

В развитие данного проекта Департаментом предпринимательства и промышленности Акимата Жамбылской области (в настоящее время Управление) была разработана Программа развития туристской отрасли в Жамбылской области на 2007-2011 годы, главной целью которой является создание современного высокоэффективного, конкурентоспособного туристского комплекса и превращение его в высокодоходный сектор экономики.

По состоянию на 1 января 2008 года в области функционировало 19 туристских фирм, имеющих государственную лицензию на занятие туроператорской и турагентской деятельностью (таблица 1). Кроме того, в области работают 2 экологических клуба на базе средних школ, 3 общественных объединения: «Снежный барс», «Горный клуб «Жабаглы-Манас» и «Росток», которые занимаются организацией детского туризма и альпинизма, а так же в области функционируют в летний период 9 детско-оздоровительных лагерей.

Таблица 1 - Показатели туристской деятельности в Жамбылской области

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество туристских фирм

5

13

10

11

13

19

  • удельный вес региона, %
  • 0,8

    1,8

    1,3

    1,3

    1,4

    1,9

    Обслужено туристов, чел.

    2790

    5630

    6127

    6797

    7578

    12237

  • удельный вес региона, %
  • 1,6

    2,5

    2,1

    1,5

    1,4

    2,3

    Человеко-дней пребывания

    10206

    17136

    18993

    16191

    18343

    39690

    Стоимость проданных путевок, тыс.тенге

    79102,2

    124529

    154142

    163367

    335940

    408479

  • удельный вес региона, %
  • 3,8

    5,1

    4,4

    3,6

    4,5

    2,9

    Объем выполненных работ и услуг, тыс. тенге

    17328,2

    2030,8

    8655

    7494

    22851

    68479

  • удельный вес региона, %
  • 1,8

    0,2

    0,4

    0,2

    0,6

    0,5

    Примечание: Рассчитано по данным статистического сборника: «Регионы Казахстана в 2007

    году». Астана, 2008[2]

    Количество фирм, занимающихся туристским бизнесом, увеличилось в области в 2007г. по сравнению с 2002г. почти в 4 раза. Ими было обслужено более 12 тыс. туристов, что выше уровня 2002г. в 4,4 раза. Также в 3,9 раза увеличилось число человеко-дней пребывания туристов в нашем регионе. Стоимость проданных путевок возросла по сравнению с 2002г. в 5,2 раза. Несмотря на позитивную динамику, туристская отрасль Жамбылской области имеет весьма скромные позиции по сравнению с другими регионами Казахстана. Так, удельный вес региона по числу обслуженных туристов составляет в 2007г. всего 2,3%, в стоимости проданных путевок – 2,9% (снижение по сравнению с 2002г. в 1,3 раза), а в объеме сопутствующих работ и услуг доля области снизилась по сравнению с 2002г. более чем в 3 раза и составляет всего 0,5% к республиканскому уровню.

    Это свидетельствует, прежде всего, о сокращении объемов въездного туризма, недостаточной диверсификации услуг туристских предприятий региона и неэффективной работе по привлечению иностранных туристов. Так, доля въездного туризма в Жамбылской области составила в 2007г. всего 1,8% и сократилась по сравнению с 2002г. в 2,5 раза (рисунок 1).

    Рисунок 1. Структура туристского бизнеса в Жамбылской области по типам туризма

    Учитывая, что доля въездного туризма в целом по Казахстану составляет 11,5%, необходимы радикальные меры по развитию въездного туризма в нашем регионе.

    Туристские фирмы в Жамбылской области охватывают все виды туризма, однако по направлению въездной туризм работают всего 6 туристских фирм (31 % от общего числа). В то же время, ведущие туристические фирмы г.Тараза, такие как ТОО "Аэротур-Тараз", ТОО "Золотой караван", ТОО "Азия-тур", ТОО "Инфо-Сервис", ТОО "Казахстан-Турист", ТОО "Жамбыл сервис", ТОО "Илиас" и др., занимаются преимущественно выездным туризмом, их деятельность в основном ограничивается лишь продажей авиа и прочих билетов, да организацией поездок в летнее время на Иссык-Куль. И это при том, что Жамбылская область, по сути, является кладезем интереснейших туристических маршрутов – будь то природная экзотика гор и степей, будь то исторические памятники.

    В направлении внутреннего туризма также наблюдается недостаточное предложение туристских продуктов. Туристские фирмы предлагают, в основном, 1 - 3 дневные туры по области с посещением исторических или природных достопримечательностей.

    Жамбылская область имеет уникальные возможности для формирования конкурентоспособного туристского сектора как по направлению внутренний, так и международный туризм. Через нее проходил участок Великого Шелкового пути: с. Сайрам – Тараз – Акшолак – ст. Акыр-тобе – Кулан – Мерке – Шу – Аспара – Кордай, на пути которого расположены интереснейшие памятники истории и культуры. Область включена в Государственную программу «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма». Маршрут Великого Шелкового пути проходит по территории Жуалынского района, где расположен экзотический государственный заповедник "Аксу Жабаглы" с богатой флорой и фауной. Через город Тараз - древний и самый крупный торгово-административный центр по трассе Шелкового пути VII-VIII века, сведения о котором в письменных источниках появляются уже в 568 году н.э.

    На территории города расположены архитектурные памятники древнего зодчества мавзолеи "Айша-Биби" и "Бабаджа-Хатун" X-XI вв. н.э., "Карахана" и "Даутбека" X-XIII вв. н.э.

    В рамках реализации государственной политики по повышению инвестиционной привлекательности Казахстана в сфере туризма Департамент предпринимательства и промышленности акимата Жамбылской области совместно с консалтинговыми компаниями ведет активную работу по формированию информационной базы инвестпроектов туристской отрасли региона. Так, консалтинговая компания ТОО «Даму консалтинг» предоставила в Департамент два полностью разработанных бизнес–проекта по туризму. Одним, из которых является бизнес-проект ТОО «Байтерек» саяхат орталыгы» по созданию горнолыжной базы в Жуалынском районе Жамбылской области. Другой проект, ТОО «Тлебай баба» планирует строительство туристского комплекса «Тау Самал» в Жуалынском районе, на базе уже имеется 2 гостевых охотничьих домиков, столовая, мини-гостиница на 20 мест, ведется поиск инвесторов на строительство гостиничного комплекса на 40 мест. Срок реализации проекта 2007 – 2010 годы. В июне 2007 года в Жуалынском районе на территории «Терс - Ащибулаксого водохранилища» открылась новая туристская зона отдыха «Солнечный берег».

    В пределах Жамбылской области разведано 2 месторождения лечебных минеральных вод: Меркенское, с утвержденными запасами 0,518 тыс. куб. метров в сутки, и Узынбулак-Арасан; установлено более десятка проявлений и участков подземных вод по химическому составу, близких к минеральным.

    Туризм - деятельность, непосредственно связанная с отдыхом, досугом, спортом и общением с культурой и природой, которая должна планироваться и практиковаться, как средство индивидуального и коллективного совершенствования. К сожалению, на сегодняшний день, туроператоры региона не имеют конкретного представления какой вид туризма необходимо развивать. Причинами того, являются отсутствие координирующего органа, который мог бы способствовать комплексным и согласованным действиям всей туристской индустрии региона, а также слабая маркетинговая составляющая туристских предприятий. Учтем, что кроме туристских фирм косвенными поставщиками туристских услуг также являются рестораны, гостиницы и организации, занимающиеся безопасностью, перевозкой туристов и т.д.

    В этой связи необходимы меры по обеспечению эффективного функционирования туристического кластера. Особенностью кластерного подхода в туристской деятельности является то, что достигнутая одной или несколькими фирмами высокая конкурентоспособность имеет свойство распространяться на ее маркетинговую микросреду: поставщиков, конкурентов, посредников и потребителей. Туристский кластер - это группа географически локализованных в определенном регионе, взаимосвязанных туристских компаний, обеспечивающих развитие инфраструктуры и использование современных технологий ведения бизнеса, направленный на формирование конкурентоспособного туристского продукта.

    Региональный туристический кластер, на наш взгляд, должен состоять из следующих элементов (блоков), каждый из которых будет включать в себя представителей различного бизнеса и видов деятельности (рисунок 2). Это позволит решить основную проблему, т. е. организовать представителей бизнеса и государственных служб, а также скоординировать работу различных организаций, так или иначе связанных с туризмом: общественного питания, медучреждений, развлекательных комплексов и др. Только объединив усилия, создав условия для высококачественного сервиса, безопасности, можно сделать область действительно привлекательной для туристов всего мира.

    Ядро туристического кластера (основной блок) состоит из организаций и предприятий, чья деятельность непосредственно связана с туризмом:

    • туристские операторы, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
    • туристские агентства, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
    • предприятия - производители туристских услуг (гостиницы, кемпинги, здравницы, базы отдыха и др.).

    Таким образом, данный блок выполняет функции по производству, формированию и реализации туристского продукта.

    Второй блок включает специализированные фирмы и домохозяйства, предоставляющие услуги:

    • предприятия размещения (отели, пансионаты, дома отдыха, частный сектор и др.);
    • предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
    • транспортные предприятия (авиа, ж/д и автоперевозки) и телекоммуникации (особенно, мобильной);
    • объекты торговли товарами для туристов;
    • объекты досуга (парки развлечений, кино, концертные площадки и т.п.);
    • объекты проката (прокат турснаряжения, лошадей, верблюдов и т.п.);
    • объекты сервиса (обслуживание туристского транспорта, СТО, АЗС и т.п.).

    Данный блок отражает особенность туристского потребления и при этом вызывает производный мультипликативный эффект: необходимость для туриста в местах потребления тур продукта наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для отдыха, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т. п.

    Рисунок 2. Карта туристического кластера Жамбылсколй области

    Третий блок (спососбствующий) включает в себя ряд составляющих: промышленный, медицинский, образовательный и информационный. Предприятия и организации функционируют на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, но их привлечение в состав кластера создаст более высококачественные условия.

    Сегмент промышленного блока подразумевает использование в целях туризма собственной сельскохозяйственной и пищевой продукции, усовершенствование инфраструктуры и оснащение материальной базы при помощи строительства, выпуск рекламной и печатной продукции на предприятиях полиграфической промышленности, производство сувенирной и подарочной продукции для туристов на предприятиях Жамбылской области и т. п.

    Медицинский сегмент отвечает, главным образом, за обеспечение здоровья туристов, а также за подготовку и обеспечение медицинскими работниками лечебно-оздоровительных учреждений (если будет принято решение развивать оздоровительный туризм в Жамбылской области). К нему можно отнести как государственные, так и частные медицинские учреждения.

    Информационный сегмент необходим для создания регионального информационного поля, где потенциальный турист мог найти исчерпывающие сведения о туристских возможностях Жамбылской области, о маршрутах и предоставляемых услугах.

    Данный сегмент может осуществляться туристским центром, организация которых практикуется во всем мире, пока же информация о туристских предложениях Жамбылской области предоставляется весьма хаотично и осуществляется местными турфирмами и акиматом. В случае создания местной туристской ассоциации, данную функцию может возложить на себя Ассоциация при поддержке акимата.

    Транспортные коммуникации - сеть дорожных сообщений, посредством которых достигаются те или иные объекты туристского характера. Данный сегмент играет значимую роль в кластере, напрямую способствуя развитию туризма.

    Составляющие финансово-юридического блока имеют либо финансовую направленность (банки, страхование, аудит и пр.), либо юридическую (юридические и нотариальные конторы). Наличие финансовых учреждений необходимо в составе кластера в связи с тем, что туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты, причем поступление ее происходит не только в виде оплаты за тур, но и в виде обмена денег для повседневных трат туристов, оплаты дополнительных услуг и пр. Юридические учреждения отвечают за заключение договоров и контрактов, решение спорных вопросов, представительств в суде, проведение мероприятий по безопасности туристов.

    Включение административного блока в кластер обосновывается необходимостью комплексного и системного управления развитием туризма в Жамбылской области, что возможно посредством административного (государственного) и общественно-коммерческого рычагов.

    Но, определяющая роль в данном блоке отдается государству, что обосновывается тем, что именно при помощи государственного регулирования развития туризма можно совершенствовать нормативно-правовую базу: развивать методы лицензирования, стандартизации и сертификации в сфере туризма; осуществлять таможенное, налоговое регулирование; осуществлять целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создавать благоприятные условия для инвестирования в туризм; увеличивать инвестиции в человеческий капитал; оказывать содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынки; содействовать участию в международных туристских программах; координировать деятельность и инвестиции государственного и частного секторов туризма.

    Государственный сектор данного блока включает в себя государственные органы, прямо воздействующие на туристскую отрасль и косвенные. К первым относятся местные органы власти в лице Акимата Жамбылской области и соответствующих Управлений (предпринимательства и промышленности, туризма и спорта). Сюда же можно включить Комиссию по вопросам развития туризма при областном акимате, а также ГУ «Дирекция по охране и восстановлению историко-культурных памятников управления культуры акимата Жамбылской области» и «Памятники Древнего Тараза»..

    К «косвенным» органам управления относятся:

    • управление транспорта - в вопросах улучшения и подведения дорог к туристки привлекательным местам и развитие транспортной системы (пассажирские перевозки), налаживание воздушных рейсов, сервис при железнодорожных перевозках и т.д.;
    • налоговый комитет - улучшение налогового климата для туристской отрасли;
    • управление образования - подготовка и обучение кадров;
    • управление внутренних дел - повышение безопасности туристов.

    Также к данной категории можно отнести управление миграции, управление таможни и управление здравоохранения.

    Негосударственный административный инструмент основан на формировании туристской ассоциации, которая являлась бы управляющей компанией, координирующей деятельность всей отрасли, особенно в вопросах продвижения турпродуктов Жамбылской области и отстаивания интересов Жамбылской туристской индустрии на региональном, республиканском и международном уровнях.

    Важной составляющей туристского кластера является образовательный блок, предусматривающий комплексную систему подготовки кадров для всех многочисленных сфер туристской индустрии.

    Места привлечения представляют очень важную сторону карты туристического кластера, поскольку они отражают не только понимание запросов туристов, но и отличительную черту каждого региона в отдельности. Конкурентное преимущество Жамбылской области заключается в уникальной культуре (исторический туризм), наличии живописной дикой природы (экологический туризм), а также возможности заниматься активными видами отдыха, такими как спортивный туризм, экстремальный туризм. К сожалению, на сегодняшний день, туристические фирмы не имеют конкретного представления какой вид туризма необходимо развивать. Вследствие непонимания видов туризма возникает проблема незнания своего клиента, иными словами страны-туриста.

    Одной из важнейших составляющих туристического кластера является распространение информации. Эффективное развитие всех направлений туризма в Казахстане требует активного использования туроператорами и турагентствами новых информационных технологий. Ведущее место в этом направлении занимает использование международной сети Интернет для предоставления информации о туристических возможностях Казахстана.

    Посетители или туристы являются определяющим элементов туристического кластера, поскольку от предпочтений заказчика будет меняться сама карта туристического кластера.

    Таким образом, при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности туризма Казахстана на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги и формирования условий для устойчивого развития туризма в стране. Координация целей, усилий, мотивов и приоритетов развития туристской деятельности в рамках туристического кластера позволит более эффективно решить задачи становления Казахстана как центра туризма в Центрально-Азиатском регионе.

    Литература

    1. Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 г.г. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2006 г. N 231
    2. Регионы Казахстана в 2007г. Статистический сборник. Астана, 2008