Каталог статей

Васильев В. В., Колено И. В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Нормы правового регулирования инвестиционной деятельности предприятий

Понятие инвестиционной деятельности впервые было законодательно определено только в 1991 году. Инвестиционная деятельность на предприятии всегда направлена на повышение эффективности его работы и в конечном итоге получению максимальной прибыли. Просто выпуск готовой продукции дает предприятию прибыль, но не обеспечивает ее максимальный приток. Инвестиционная деятельность создана для увеличения прибыли предприятия и оттоку избыточных средств предприятия. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему времени документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.

Не столь давно в ХХ века была создана правовая база регулирования рыночной экономики. И до сих пор формирование правового поля рыночной экономики еще не завершено. На протяжении всего периода проведения радикальной экономической реформы инвестиционная сфера остается наиболее проблемной. Поэтому создание благоприятного инвестиционного климата должно быть связано в первую очередь с совершенствованием законодательства, регулирующего отношения, связанные с инвестиционной деятельностью.

Отношения, которые возникают при совершении инвестиционной деятельности в Украине, регулируются законом про инвестиционную деятельность и другими законодательными актами Украины. Инвестиционная деятельность субъектов Украины за ее пределами регулируется законодательством иностранного государства, на территории которого эта деятельность осуществляется, соответствующими договорами Украины, а также специальным законодательством Украины.

Определения и классификации инвестиций необходимо привести в соответствие с общемировыми понятиями. Кроме того, из-за несогласованности с законами изданных актов инвестиционное законодательство Украины оказалось раздробленным и противоречивым.

Защита инвестиций гарантируется законом независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями:

а) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы;

б) инвестиции не могут быть реквизированы.

Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду. Инвестиции могут быть застрахованы. К сожалению, стоит отметить, что данная норма закона в некоторой степени является декларативной. В целях обеспечения стабильности прав инвесторов законом установлено, что соответствующие положения принимаемых законодательных актов, ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента их опубликования. Поскольку правовых гарантий не всегда бывает достаточно, возникает необходимость в создании специальных организаций, обеспечивающих исполнение законодательных норм. Позже была образована инвестиционная корпорация, которая может выступать гарантом иностранным и отечественным инвесторам.

Важнейшими стимулами развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и предоставление им налоговых и таможенных льгот.

Закон об иностранных инвестициях предусматривает ряд таможенных льгот: имущество, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд, предназначенное для собственного материального производства или ввозимое иностранными работниками для собственных нужд, освобождается от взимания импортных пошлин, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Отдельно необходимо отметить документы, регламентирующие проведение инвестиционных расчетов с целью определения целесообразности реализации тех или иных инвестиционных проектов. Одним из последних документов, регламентирующих определение эффективности инвестиционных проектов, являются методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов.

Следуя из описанного выше можно сказать, что для достаточно полного отражения всех аспектов инвестиционной деятельности, необходимо вносить поправки в нормативные акты. Заняться регулировкой инвестиций в Украине и обеспечить гарантии инвесторам, что может привлечь других зарубежных инвесторов. Это даст возможность зарубежным и отечественным предприятиям больше участвовать в инвестиционной деятельности, привлекать дополнительные инвестиции со стороны других стран.

Литература

  1. Маховикова, Г.А. Инвестиционный процесс на предприятии [Текст]: учеб. пос. Г.А Маховик, В.Е. Кантор. - Х., 2001. - 172 с. - ISBN 5-318-00609-4
  2. Хозяйственный кодекс Украины. – Х.: ООО «Одиссей», 2008. – 256 с. - ISBN 978-966-633-722-4.