Каталог статей |
Оласюк Ю.М. Деятельность Свободных экономических зон в УкраинеОсобенности формирования политики открытой экономики в Украине и создание свободных экономических зон (СЭЗ) складываются исходя из безпрецендентных условий, которые возникли на переходном этапе трансформации экономических отношений. Вместе с тем, мировой опыт функционирования таких зон свидетельствует о том, что до их формирования необходимо подходить исключительно взвешенно, всесторонне и объективно оценивая все позитивные и негативные последствия их деятельности. Вопросами экономичного развития СЭЗ занимались украинские и зарубежные ученые: К.А. Семенов, Е. Авдокушин, В. Игнатов, В. Бутов, Т.П. Данько, З.М. Округ, Н.Смородинская, А. Капустин Н. Согласно ст. 1 Закона Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ представляет собой часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. Несмотря на сложность регистрации, недостаточность прав у администрации СЭЗ и законодательные недоразумения, проект СЭЗ сегодня — более конкурентоспособная схема выживания в кризисный и посткризисный период. Украина имеет исключительно выгодное географическое положение в центре Европейского континента (среди развитых стран Западной Европы), на пересечении торговых путей из Европы в Азию. Принципиальным является и то, что около 70% основного объема экспортно-импортных отношений Украины приходится на страны ближнего зарубежья и только 30% — на страны дальнего зарубежья: в объемах ее внешнего товарообмена основное место принадлежит партнерским связям с Россией. Поэтому сегодня специальные экономические зоны рассматриваются Украиной как один из действенных инструментов достижения открытости национальной экономики для других стран и стимулирования международного экономического сотрудничества. Основными целями СЭЗ является решение проблем занятости и формирование новых рабочих мест; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового инновационного качества экономики; расширение экспортной базы или развитие импортозамещения; увеличение объемов внешних поступлений и улучшения платежного баланса; эффективное использование местных ресурсов и т.п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться в Украине как способ решения проблем депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития. Украина владеет наиболее важной составной — инфраструктурой обслуживания транспортных потоков. При надлежащем использовании, благодаря именно этому, Украина может утвердить свое влияние на деятельность региона и транспортных коридоров вообще. Попытки же отстраниться от активной экономической политики в этом регионе приведут к тому, что монопольное место Украины займет другое соседнее государство или же транснациональные корпорации. Исходя из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:
Несмотря на наличие довольно качественной нормативно-правовой базы, которая регламентирует создание специальных (свободных) экономических зон в Украине, процесс их формирования (прежде всего в приграничных и приморских регионах) происходит очень медленными темпами. Среди прочих можно назвать такие проблемы, послужившие поводом к отмене действия СЭЗ:
Учитывая мировой опыт, чтобы избежать криминализации СЭЗ, было бы целесообразнее создать не руководимые местными государственными администрациями зоны, и уж конечно не отменять их вообще, а предоставлять налоговые и тарифные льготы по прогрессивной шкале предприятиям, продукция которых идёт на экспорт, которые создают значительное количество рабочих мест, которые внедряют и используют инновации и т. П При этом необходимо разработать механизмы надзора и контроля за деятельностью СЭЗ, которые велись в условиях строгой отчётности несколькими надзирательными органами одновременно. В таком случае можно было бы избежать многих проблем ещё до того, как стал вопрос о закрытии СЭЗ в Украине, что бы позволило не терять инвестиционную привлекательность. За годы существования СЭЗ в Украине, было наработано большое количество плановых и программных документов, посвящённых повышению эффективности уже имеющихся зон и привлечению инвесторов для создания новых. Среди таких документов и «Программа развития в Украине (специальных) свободных экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года», которая была призвана способствовать активизации процесса развития СЭЗ во всех регионах Украины. Литература:
|