Каталог статей

К.э.н., доцент Волохова В.Ю.
ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», Россия

Природное и культурное наследие как концептуальная основа формирования туристской привлекательности России

Туризм меняется вместе с миром, и в начале XXI века он стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни большинства государств и регионов мира, а туристская индустрия – важным компонентом потребительского поведения значительной части населения.

Масштабы финансовых поступлений в казну государства от туризма зависят от многих факторов, в том числе от экономического и социального положения потенциальных потребителей туристских услуг, совокупности природных богатств страны, объектов культурно-исторического наследия, а также методов экономической деятельности, используемых для организации системы туризма.

Практически все отрасли региональной экономики прямо или косвенно участвуют или могут участвовать в функционировании комплекса внутреннего туризма, несмотря на то, что вычленить туристскую составляющую и провести четкую границу туристского сектора инструментами современной статистики чрезвычайно сложно. Доля внутреннего туризма в ВВП колеблется от 6-8% в европейских странах до 1% в США и 0,5% в России.

Анализ роли внутреннего туризма и его влияния на различные аспекты хозяйственной и социально-политической жизни регионов позволяет утверждать о том, что внутренний туризм – всего лишь один сегмент экономического развития региона, но при определенных предпосылках и условиях он может стать достаточно эффективным направлением региональной экономики. Однако его значение для национального, регионального и муниципального экономического развития России не всегда оценивается в полной мере. По мнению российских и зарубежных экспертов, многие возможности внутреннего туризма остаются невостребованными. Территория России используется не более чем на 20%, более 10 тыс. объектов туризма не функционируют. Зачастую даже при значительном числе посетителей вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия комплексного туристского предложения туризм не приносит региону ощутимый доход.

Россия с ее огромными пространствами и древней самобытной историей ее многочисленных народов обладает колоссальным потенциалом природного и культурного наследия – как материального, так и духовного. При этом под культурным наследием понимается совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти; а в качестве природного наследия рассматриваются природные памятники и достопримечательности, а также геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений.

Признание России великой державой во многом обусловлено авторитетом многих великих деятелей искусства и науки, вписавших свои имена не только в многонациональную культуру России, но и в мировую культуру. Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом. Известно, что Россия насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников [1]. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба.

В российском туристском бизнесе все шире используются музейно-выставочные объекты культуры: художественные, литературные, краеведческие, исторические, экологические, этнографические, зоологические, военные, космические и многие другие музеи и экспозиции. Такой же популярностью пользуются досугово-зрелищные объекты, театры, филармонии, концертные залы, кинотеатры и др. В последнее десятилетие увеличился интерес к территориям проживания коренных народов России, местам военных сражений, мистическим местностям.

Чрезвычайно большое значение для внутреннего туризма имеют особо охраняемые природные территории (ООПТ). К ООПТ федерального уровня относятся государственные природные заповедники, национальные парки и значительная часть государственных природных заказников [2]. В 84 субъектах Российской Федерации функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тыс. кв. км. Особо охраняемые природные территории в России существуют уже около ста лет, и это одна из уникальнейших систем ООПТ в мире. Общая площадь вышеперечисленных особо охраняемых природных территорий составляет 136,6 млн. га (7,58 % площади страны). Часть охраняемых территорий России имеет международный статус.

Особый интерес для туристов представляют выдающиеся ресурсы культурного и природного наследия. На территории России находится двадцать один объект, состоящий в списке Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО [3]. Шесть культурных объектов из этого списка признаны шедеврами человеческого гения (Санкт-Петербург, Кижи, Москва, Владимир и Суздаль, Ферапонтов монастырь) и три объекта – природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (Байкал, вулканы Камчатки, леса Коми).

Таким образом, культурное и природное наследие России может и должно выступать как фактор социального и экономического развития отдельных районов. Оно обеспечивает развитие территории через специализацию на использовании этого специфически присущего данному региону историко-культурного и природного ресурса. Для ряда территорий, не располагающих значительным промышленным или аграрным потенциалом, ориентация на туристские ресурсы территории становится одной из реальных возможностей экономического и социального подъема.

Литература:

  1. Федеральное агентство по туризму Российской Федерации [Электронный ресурс] / [сылка более недоступна}
  2. ООПТ России [Электронный ресурс]
  3. World Heritage [Электронный ресурс] / [сылка более недоступна}