Каталог статей |
Крачковская Н.В., Кирилюк Л.Л. Роль маркетинга в деятельности малых предприятийСпособность создавать новые продукты и услуги, находить эффективные маркетинговые технологические решения, оперативно управлять компанией в условиях риска и неопределенности – это те составляющие деятельности, которые являются необходимыми для достижения положительных результатов в бизнесе. Особенно это актуально для малого предпринимательства. Работая в украинских условиях, далеких от благоприятных, бизнесмен обязан заниматься маркетинговой деятельностью, чтобы быть конкурентоспособным на том или ином рынке товаров или услуг. Анализируя теоретические данные и современную ситуацию в малом бизнесе, можно сказать, что на сегодняшний день становится все сложнее предоставить конкурентоспособный товар/услугу, не имея рыночной концепции управления предприятием, не обращаясь к комплексному анализу рынка, изучению экономической конъюнктуры. В такой ситуации возрастает роль маркетинга, точнее маркетингового подхода при управлении предприятием. Но на практике услуги маркетологов в малом предпринимательстве не просто используют редко, порой о них вообще ничего не знают. Приступая к формированию концепции будущего бизнеса, потенциальные предприниматели не имеют представления о состоянии рынка, конкурентах, целевой аудитории, факторах, влияющих на выбор места торговых точек. Штатного сотрудника, занимающегося вопросами маркетинга в сфере малого бизнеса, встретить трудно. И тому есть ряд причин: Такая категория, как начинающие предприниматели, обычно мало интересуется вопросами маркетинга. Для них самая важная задача — быстрее «запустить» бизнес. Зачастую они настолько ослеплены собственными идеями, что с легкостью совершают ошибки. Немаловажен и тот факт, что найти компетентного маркетолога — нелегкая задача. Рынок подобных услуг только начинает развиваться, опытные маркетинг-консультанты востребованы, а молодому специалисту руководитель не всегда может довериться. Собственно, и особенности украинского рынка таковы, что многие живут сегодняшним днем, не думая о перспективе, по такой причине они и не считают нужным принимать стратегические решения. По мнению специалистов, с вхождением бизнеса в цивилизованное русло появляется необходимость в получении теоретических знаний и спрос на маркетинговые услуги. Вероятно, это объясняет тот интерес, который в последнее время стали проявлять к данной теме деловые периодические издания. Цель подобных статей не столько в том, чтобы внести ясность в вопросы маркетинга, помочь овладеть терминологией, сколько в том, чтобы производители и потребители названных услуг нашли друг друга. Ведь представители малого бизнеса в большей степени нуждаются в практикующих маркетологах, нежели в абстрактных советах. Более того, как утверждают специалисты, именно небольшим предприятиям грамотный консалтинг способен помочь в условиях конкурентной борьбы. Если у крупных компаний «возможности для маневра» (производственные, финансовые, кадровые) достаточно широки, то в малом бизнесе картина иная. Малые предприятия находятся в сложных условиях, поскольку их собственные ресурсы ограничены, и они не могут на равных конкурировать с более крупными фирмами по таким параметрам, как доступ к информационным ресурсам, освоение новой продукции, обучение кадров, приобщение к современным технологиям, получение финансовой поддержки. Поэтому как раз для малых предприятий жизненно важно грамотно выработать стратегию рыночного поведения. С моей точки зрения, именно маркетинг как концепция управления деятельностью компании в условиях рынка, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим предприятиям не только держаться на плаву, но и успешно функционировать в рыночной среде.
Литература:
|