Каталог статей |
К.э.н. Ягмур Е.А., Пономаренко
К. П.
Система регулирования учета и отчетности ГерманииДля оптимизации и усовершенствования национальной системы учета и отчетности, целесообразно рассмотреть способы ведения учета и составления отчетности в зарубежных странах. Рассмотрим в качестве примера, организацию учета и формирование отчетности в Германии. Система бухгалтерского учета Германии ориентирована, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства. Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Цель статьи – всестороннее рассмотрение способов организации и ведения учета, а также принципов формирования финансовой отчетности в Германии для разработки методов усовершенствования отечественной практики ведения учета и составления отчетности. Основные принципы учета в Германии, то есть правила признания, оценки и отражения фактов хозяйственной деятельности, достаточно близки к отечественным. Однако есть и небольшие отличия. Так, в Германии допустимым является использование двух методов составления отчета о прибылях и убытках: метода полных затрат по элементам затрат (Gesamtkostenverfahren) и метода функциональных затрат по статьям калькуляции (Umsatzkostenverfahrеn). Все правила, регулирующие вопросы ведения учета и составления финансовой отчетности в Германии, содержатся в так называемом Торговом кодексе Германии (HGB: Handelsgesetzbuch). Вопросы изменения этого закона находятся в ведении немецкого Министерства юстиции. Необходимо отметить, что Торговый кодекс содержит полный объем требований, предъявляемых к индивидуальной финансовой отчетности, и основные требования, предъявляемые к консолидированной финансовой отчетности. Разработка дополнений и пояснений к основным правилам составления консолидированной отчетности, рекомендаций и создание новых, а также изменение старых стандартов – это прерогатива Немецкого комитета по стандартам финансовой отчетности (DRSC).[1] Стандарты, разрабатываемые Немецким комитетом по стандартам финансовой отчетности, регулируют все вопросы консолидированной отчетности, не рассматриваемые в Торговом кодексе. Как правило, эти стандарты касаются консолидированной финансовой отчетности, дополняют и детализируют требования Торгового кодекса. Комитет разработал следующие стандарты по консолидированной отчетности:
Основной подход к ведению учета и составлению отчетности в Германии – осторожность и ориентированность на пользователей финансовой отчетности (кредиторов), поэтому активы оцениваются скорее по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Годовая финансовая отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснительной записки и отчета руководства о состоянии компании и перспективах ее развития. Последний представляет собой описание руководством предприятия основных фактов (внешних и внутренних), влияющих на развитие компании в отчетном периоде, а также раскрытие оценки перспектив развития в обозримом будущем. Данный отчет дополняет финансовую отчетность и должен предоставлять ее пользователям дополнительную к чисто финансовой информацию о наиболее вероятном развитии компании в ближайшее время. Годовой финансовый отчет должен составляться до конца 5-го месяца года, следующего за отчетным, и публиковаться до конца 12-го месяца. Налоговую декларацию следует представлять до конца 9-го месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом можно отметить, что система отчетности в Германии достаточно близка к отечественной. Однако, в отчетности Германии, например, допустимо использовать два метода составления отчета о прибылях и убытках, что в нашей отчетности недопустимо. Также составлению отчетности и ведению учета Германии присущи такие качества как осторожность и строгое соблюдение общепринятых условий хозяйствования, что следовало бы усовершенствовать в украинской системе учета и отчетности. Литература
|