Наторина А.А., Чернышова С.В.
Место и роль креативной компетенции менеджера на предприятиях Украины
На сегодняшний день, в развитии представлений
о креативной компетенции менеджера долгое время исследования в Украине шли в
двух направлениях. Научные работы рассматривали отдельно шкалы личностных
качеств и шкалы умений. Попытки скомбинировать данные различных научных трудов
предпринимались, однако при этом упускался ряд деталей.
Цель статьи заключается в исследовании характеристик
креативной компетенции менеджера, анализе эффектов креативизации и выявлении ее
роли для предприятий Украины.
Креативная компетенция менеджера
– качество менеджера, необходимое для творческого решения проблем в сферах менеджмента и
бизнеса при условии активного применения методов системы креативных знаний и технологий, то есть
использования на предприятиях комплекса принципов активизации мышления на основе применения специфических
знаний и методов.
Креативная компетенция менеджера включает в себя следующие компоненты:
- знания и
умения должностного лица;
- сформированные
на основе данных знаний ценностные
установки специалиста-креатолога;
- навыки мысленных операций, объединения в блоки (осознаваемые как
единое целое) элементов знаний,
осмысливаемых единовременно в процессе
развития контекста поиска [1].
В целом вышеизложенные составляющие креативной
компетенции менеджера формируют следующие ее
характеристики и эффекты (Табл.1.)
Таблица 1.
Характеристика и эффекты креативной
компетенции [2, с.258]
Признак креативной компетенции
|
Функции менедж-мента
|
Эффекты креативизации
|
Уров-ни
|
Перечень знаний
|
Перечень навыков
|
В результатах
|
В возможностях
|
1
|
Характеристик процесса, субъекта и объекта творчества,
приемов и методов творческого решения
|
Анализа противоречий и применения методов
|
оперативного:
обработка информации, принятие и выполнение решений
|
Срочное решение творческих задач
|
Выявление своих творческих резервов
|
2
|
Всей системы активных знаний творчества и методологии и
организации его активизации
|
Предыдущее +
анализа противоречий в менеджменте и конфликтов в коллективах
|
тактического:
классические функции менеджмента, стимулиро-вание
творчества и карьеры работников
|
Творческое решение проблем, выявление и реализация новых
конкурент-ных преимуществ
|
Формирование своих жизненной стратегии, творческой
личности и креативной команды
|
3
|
Креатологии в полном объеме + смежных знаний
(по инноватике, психологии управления и т.п.), а также
основ здорового образа жизни и повышения своей энергетики и культуры
|
Креативного анализа и синтеза, «свернутого» сильного
мышления, методов саморегуляции и самоорганиза-ии
|
стратегичес-
кого:
выявление ключевых потребностей, тенденций, проблем и
новых ресурсов. Формирование политики развития компании и стратегии
управления креативизацией
|
Развитие специализированных подразделений креативи-зации.
Создание инновацион-
ных продуктов, бизнесов, новых сегментов рынка, уникальных
преимуществ
|
Создание стратегии опережающего развития компании, в том
числе ее креативно-инновацион-
ной культуры и новых наукоемких производств
|
Следует отметить, что креативные компетенции первого, общего, а креатологически более
профессиональных второго, и
особенно, третьего уровней
позволяют творчески решать не только проблемы, относящиеся к профессиональной
компетенции менеджера соответствующего ранга, но и создают дополнительные возможности. Среди них
на втором уровне – решения творческих задач в под- и надсистемах
менеджмента. А на третьем уровне – возможности выхода (или полного
перехода) в другие сферы деятельности,
требующие высокого профессионализма умственного труда – научную, консалтинговую,
политическую [3].
Рассматривая третий уровень креативной компетенции необходимо
отметить качественно новые цели топ-менеджера.
Прежде всего, это надцель – стать лидером креативизации (предприятия или
региона).
Следовательно, для достижения эффективной деятельности
украинских предприятий менеджерам необходимо выполнять следующие критерии:
- повышать эрудицию в сферах креатологии, а
также, смежных с ней знаний;
- владеть навыками
«свернутого» сильного мышления;
- создавать
специализированные подразделения креатологов;
- формировать
постоянный креативный поток новаторских предложений.
Таким образом, креативная компетенция менеджера
является мощным резервом улучшения эффективности управления предприятиями в Украине, а
также, в перспективе, будет способствовать инновационному развитию экономики
и общества в целом. Следовательно, одной из главных задач является подготовка
высококвалифицированных креативных менеджеров.
Литература:
- Г.С.Пигоров, В.В.Малый, С.В.Антоненко, В.Н.Орлова Стратегия и программа
креативизации управления – Бюлетень Міжнародного
Нобелівського економічного форуму. – 2010. – № 1 (3). – Т. 2.
- В.Скирманов
Восемь компетенций SHL [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (1254
байт) – Режим доступа:
<[сылка более недоступна}
-
Креативность менеджера [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (657
байт). – Режим доступа: <[сылка более недоступна}
|