Каталог статей

Наторина А.А., Чернышова С.В.

Место и роль креативной компетенции менеджера на предприятиях Украины

На сегодняшний день, в развитии представлений о креативной компетенции менеджера долгое время исследования в Украине шли в двух направлениях. Научные работы рассматривали отдельно шкалы личностных качеств и шкалы умений. Попытки скомбинировать данные различных научных трудов предпринимались, однако при этом упускался ряд деталей.

Цель статьи заключается в исследовании характеристик креативной компетенции менеджера, анализе эффектов креативизации и выявлении ее роли для предприятий Украины.

Креативная компетенция менеджера – качество менеджера, необходимое для творческого решения проблем в сферах менеджмента и бизнеса при условии активного применения методов системы креативных знаний и технологий, то есть использования на предприятиях комплекса принципов активизации мышления на основе применения специфических знаний и методов.

Креативная компетенция менеджера включает в себя следующие компоненты:

  1. знания и умения должностного лица;
  2. сформированные на основе данных знаний ценностные установки специалиста-креатолога;
  3. навыки мысленных операций, объединения в блоки (осознаваемые как единое целое) элементов знаний, осмысливаемых единовременно в процессе развития контекста поиска [1].

В целом вышеизложенные составляющие креативной компетенции менеджера формируют следующие ее характеристики и эффекты (Табл.1.)

Таблица 1.

Характеристика и эффекты креативной компетенции [2, с.258]

Признак креативной компетенции

Функции менедж-мента

Эффекты креативизации

Уров-ни

Перечень знаний

Перечень навыков

В результатах

В возможностях

1

Характеристик процесса, субъекта и объекта творчества, приемов и методов творческого решения

Анализа противоречий и применения методов

оперативного:

обработка информации, принятие и выполнение решений

Срочное решение творческих задач

Выявление своих творческих резервов

2

Всей системы активных знаний творчества и методологии и организации его активизации

Предыдущее + анализа противоречий в менеджменте и конфликтов в коллективах

тактического:

классические функции менеджмента, стимулиро-вание творчества и карьеры работников

Творческое решение проблем, выявление и реализация новых конкурент-ных преимуществ

Формирование своих жизненной стратегии, творческой личности и креативной команды

3

Креатологии в полном объеме + смежных знаний

(по инноватике, психологии управления и т.п.), а также основ здорового образа жизни и повышения своей энергетики и культуры

Креативного анализа и синтеза, «свернутого» сильного мышления, методов саморегуляции и самоорганиза-ии

стратегичес-

кого:

выявление ключевых потребностей, тенденций, проблем и новых ресурсов. Формирование политики развития компании и стратегии управления креативизацией

Развитие специализированных подразделений креативи-зации. Создание инновацион-

ных продуктов, бизнесов, новых сегментов рынка, уникальных преимуществ

Создание стратегии опережающего развития компании, в том числе ее креативно-инновацион-

ной культуры и новых наукоемких производств

Следует отметить, что креативные компетенции первого, общего, а креатологически более профессиональных второго, и особенно, третьего уровней позволяют творчески решать не только проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции менеджера соответствующего ранга, но и создают дополнительные возможности. Среди них на втором уровне – решения творческих задач в под- и надсистемах менеджмента. А на третьем уровне – возможности выхода (или полного перехода) в другие сферы деятельности, требующие высокого профессионализма умственного труда – научную, консалтинговую, политическую [3].

Рассматривая третий уровень креативной компетенции необходимо отметить качественно новые цели топ-менеджера. Прежде всего, это надцель – стать лидером креативизации (предприятия или региона).

Следовательно, для достижения эффективной деятельности украинских предприятий менеджерам необходимо выполнять следующие критерии:

  1. повышать эрудицию в сферах креатологии, а также, смежных с ней знаний;
  2. владеть навыками «свернутого» сильного мышления;
  3. создавать специализированные подразделения креатологов;
  4. формировать постоянный креативный поток новаторских предложений.

Таким образом, креативная компетенция менеджера является мощным резервом улучшения эффективности управления предприятиями в Украине, а также, в перспективе, будет способствовать инновационному развитию экономики и общества в целом. Следовательно, одной из главных задач является подготовка высококвалифицированных креативных менеджеров.

Литература:

  1. Г.С.Пигоров, В.В.Малый, С.В.Антоненко, В.Н.Орлова Стратегия и программа креативизации управления – Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму. – 2010. – № 1 (3). – Т. 2.
  2. В.Скирманов Восемь компетенций SHL [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (1254 байт) – Режим доступа: <[сылка более недоступна}
  3. Креативность менеджера [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (657 байт). – Режим доступа: <[сылка более недоступна}