| Наторина А.А., Чернышова С.В. Место и роль креативной компетенции менеджера на предприятиях УкраиныНа сегодняшний день, в развитии представлений
о креативной компетенции менеджера долгое время исследования в Украине шли в
двух направлениях. Научные работы рассматривали отдельно шкалы личностных
качеств и шкалы умений. Попытки скомбинировать данные различных научных трудов
предпринимались, однако при этом упускался ряд деталей.
 Цель статьи заключается в исследовании характеристик
креативной компетенции менеджера, анализе эффектов креативизации и выявлении ее
роли для предприятий Украины.
 Креативная компетенция менеджера
–  качество менеджера, необходимое для творческого решения проблем в сферах менеджмента и
бизнеса при условии активного применения методов системы креативных знаний и технологий, то есть
использования на предприятиях комплекса принципов активизации мышления на основе применения специфических
знаний и методов.
 Креативная компетенция менеджера включает в себя следующие компоненты:
 
знания и
умения должностного лица; 
сформированные
на основе данных знаний ценностные
установки специалиста-креатолога;
навыки мысленных операций, объединения в блоки (осознаваемые как
единое целое) элементов знаний,
осмысливаемых единовременно в процессе
развития контекста поиска [1].
 В целом вышеизложенные составляющие  креативной
компетенции менеджера формируют следующие ее
характеристики и эффекты (Табл.1.) 
 Таблица 1.
 Характеристика и эффекты креативной
компетенции [2, с.258]
  
 
 
  | Признак креативной компетенции
   | Функции менедж-мента
   | Эффекты креативизации
   |  
  | Уров-ни
   | Перечень знаний
   | Перечень навыков
   | В результатах
   | В возможностях
   |  
  | 1
   | Характеристик процесса, субъекта и объекта творчества,
  приемов и методов творческого решения
   | Анализа противоречий и применения методов
   | оперативного:
   обработка информации, принятие и выполнение решений
   | Срочное решение творческих задач
   | Выявление своих творческих резервов
   |  
  | 2
   | Всей системы активных знаний творчества и методологии и
  организации его активизации
   | Предыдущее  +
  анализа противоречий в менеджменте и конфликтов в коллективах
   | тактического:
   классические функции менеджмента, стимулиро-вание
  творчества и карьеры работников
   | Творческое решение проблем, выявление и реализация новых
  конкурент-ных  преимуществ
   | Формирование своих жизненной стратегии, творческой
  личности и креативной команды
   |  
  | 3
   | Креатологии в полном объеме + смежных знаний 
   (по инноватике, психологии управления и т.п.), а также
  основ здорового образа жизни и повышения своей энергетики и культуры
   | Креативного анализа и синтеза, «свернутого» сильного
  мышления, методов саморегуляции и самоорганиза-ии 
   | стратегичес-
   кого:
   выявление ключевых потребностей, тенденций, проблем и
  новых ресурсов. Формирование политики развития компании и стратегии
  управления креативизацией
   | Развитие специализированных подразделений креативи-зации.
  Создание инновацион-
   ных продуктов, бизнесов, новых сегментов рынка, уникальных
  преимуществ
   | Создание стратегии опережающего развития компании, в том
  числе ее креативно-инновацион-
   ной культуры и новых наукоемких производств
   |   
 Следует отметить, что креативные компетенции первого, общего, а креатологически более
профессиональных второго, и
особенно, третьего уровней
позволяют творчески решать не только проблемы, относящиеся к профессиональной
компетенции менеджера соответствующего ранга, но и создают дополнительные возможности. Среди них
на втором уровне – решения творческих задач в под- и надсистемах
менеджмента. А на третьем уровне – возможности выхода (или полного
перехода) в другие сферы деятельности,
требующие высокого профессионализма умственного труда – научную, консалтинговую,
политическую [3].
 Рассматривая третий уровень креативной компетенции необходимо
отметить качественно новые цели топ-менеджера.
Прежде всего, это надцель – стать лидером креативизации (предприятия или
региона). 
 Следовательно, для достижения эффективной деятельности
украинских предприятий менеджерам необходимо выполнять следующие критерии: 
 повышать эрудицию в сферах креатологии, а
также, смежных с ней знаний; 
владеть навыками
«свернутого» сильного мышления; 
создавать
специализированные подразделения креатологов;
формировать
постоянный креативный поток новаторских предложений.
          Таким образом, креативная компетенция менеджера
является мощным резервом улучшения эффективности управления предприятиями в Украине, а
также, в перспективе, будет способствовать инновационному развитию экономики
и общества в целом. Следовательно, одной из главных задач является подготовка
высококвалифицированных креативных менеджеров.
 Литература:
  Г.С.Пигоров, В.В.Малый, С.В.Антоненко, В.Н.Орлова Стратегия и программа
креативизации управления – Бюлетень Міжнародного
Нобелівського економічного форуму. – 2010. – № 1 (3). – Т. 2.
 В.Скирманов
Восемь компетенций SHL [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (1254
байт) – Режим доступа:
<[сылка более недоступна}
Креативность менеджера [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (657
байт). – Режим доступа: <[сылка более недоступна}
 |