Каталог статей

к.э.н. Тюлежанова А.С., к.э.н. Ситникова Е.С.
г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан

Инновационная компонента системы высшего образования – дистанционные образовательные технологии

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития.

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества.

По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни не только, постоянно повышать свою квалификацию, но и менять профессию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Создание единого мирового образовательного пространства и интеграция национальных образовательных систем является насущной необходимостью развития мирового сообщества. Дистанционные технологии обучения способствуют решению этих задач. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (Закон РК « Об образовании»).

Дистанционные образовательные технологии — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия со студентом в процессе его самостоятельного, но контролируемого со стороны вуза освоения определенного массива знаний. По мере наполнения информационно-образовательной среды требуемым содержанием и обеспечения повсеместного доступа к ней создается единое образовательное пространство. Важно учитывать, что наличие технических средств при отсутствии программного обеспечения само по себе не способно перестроить образовательный процесс. Создание же полновесных образовательных программ требует времени, значительных средств и доступных каждому студенту сетей образовательных коммуникаций. Мировой опыт свидетельствует, что решение этих задач достижимо на основе сильной государственной политики в области образования.

Дистанционные образовательные технологии - предлагают ряд новых элементов, которые отсутствуют в традиционном образовании. Первый из них связан с системой планирования учебного процесса. В открытых университетах мира в основу образовательных программ положен модульный принцип, при котором каждый отдельный курс программы создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. Данный подход может в корне изменить нашу систему организации учебного процесса, в основе которой лежит учебный план, как основополагающий государственный документ высшего образования. Поэтому вопрос о внедрении модульной системы планирования требует фундаментальной проработки и экспериментальной апробации.

Важнейшим элементом в организации дистанционных образовательных технологий является институт тьюторов. В мировой практике тъюторы поддерживают со студентами телефонную, почтовую и иные виды связи, а также встречаются в консультационных пунктах или учебных центрах. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели учебного заведения, так и лица, привлекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. Основной задачей тьютера является управление самостоятельной работой студентов, что предполагает закрепление за ними следующих функций:

  • формирование побуждающих мотивов;
  • постановка целей и задач;
  • передача знаний и опыта;
  • организационная деятельность, в том числе по взаимодействию между обучающимися;
  • создание инструментария разработки методов и форм обучения;
  • контроль процесса обучения;
  • совершенствование деятельности обучаемых и т.д.

Двухлетний опыт организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в нашем вузе, и в частности на факультете экономики и менеджмента позволил сделать следующие выводы:

Дистанционные образовательные технологии - новая составляющая учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного приобретения знаний студентами. Эта технология обучения характеризуется тем, что студент в основном, а часто и совсем, отдален от преподавателя в пространстве и/или во времени, и в то же время он имеет возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционные образовательные технологии отличаются от традиционных форм обучения следующими характерными чертами:

Гибкостью. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированным отрезком времени для освоения дисциплины.

Модульностью. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельностью. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

Охватом. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.

Экономичностью. Эффективное использование технических средств, концентрированное и унифицированное предоставление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.

Технологичностью. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

Социальным равноправием. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Интернациональностью. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

Дистанционные образовательные технологии расширяют и обновляют роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать свою творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Позитивное влияние оказывают дистанционные образовательные технологии и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Качество дистанционных образовательных технологий не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе качественных учебно-методических изданий и контролирующих тестов дисциплинам учебного плана, выполненных как правило на электронных носителях.

Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры. При необходимости можно практиковать посещение обучаемыми учебного заведения, а также сочетание дистанционной технологии обучения с традиционными формами обучения. Более того, в учебном процессе могут использоваться такие информационные ресурсы, как: базы данных и знаний, мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудио- записи, электронные библиотеки и т. д.

Республика Казахстан как стабильно развивающееся государство стремиться стать частью международного образовательного сообщества. Важнейшей стратегической задачей образования является при этом сохранение лучших казахстанских образовательных традиций и обеспечение в то же время выпускников школ и ВУЗов международными квалификационными качествами.

Литература

  1. Анализ состояния высшего образования в Республике Казахстан, 2008 г.
  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы. Астана, 2004 г.
  3. Дистанционное обучение в Казахстане // Интернет-ресурс «Дистанционное обучение», 2008.
  4. Дистанционное обучение – основа открытой международной образовательной системы 21 века // Интернет-ресурс WebSoft.ru
  5. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. — М.: 2007.
  6. Соловов А.В. Введение в проблематику дистанционного обучения // Интернет-ресурс WebSoft.ru
  7. Трансформация технического вуза в инновационный университет: методология и практика / Под ред. Г.М. Мутанова. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2007.