Каталог статей

Бающенко А.А., к.э.н. Кавыршин А.Г.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Совершенствование межбюджетных отношений в Украине

Со времени приобретения независимости экономические процессы в Украине развиваются естественным эволюционным путем. Каждый год в нашем государстве оптимизируются разные сферы как общественной, так и экономической жизни. Естественно, такие процессы развития происходят неоднозначно. В последнее время наблюдается огромная заинтересованность ученых местными бюджетами и межбюджетными отношениями. И это не случайно, так как в межбюджетных отношениях отображаются интересы всех участников бюджетного процесса, прежде всего государства и регионов, с другой стороны, финансовый результат работы регионов зависит от финансовой политики государства.

Важную роль в межбюджетных отношениях играет размежевание расходов между отдельными звеньями и видами бюджетов, которое осуществляется в соответствии с функциями, задачами и полномочиями между ветвями и уровнями власти и является необходимым условием самостоятельности бюджетов. Эффективности размежевания расходов между бюджетами разных уровней оказывает содействие соблюдение следующих принципов:

  • возможного приближения расходных обязательств к низшим уровням бюджетной системы;
  • экономичности и эффективности использования бюджетных средств;
  • адекватности бюджетных расходов полномочиям, закрепленным за соответствующими уровнями власти.

Анализ процесса размежевания расходов между бюджетами бюджетной системы Украины дал возможность выявить положительные изменения в соотношениях между расходами государственного и местных бюджетов. Если в 2004 г. это соотношение составляло 71% к 29%, то в 2007 г. – 66% к 34%, а в 2008 г. – 64% к 36%.

Стратегия реформирования межбюджетных отношений заключается, прежде всего, в укреплении доходной базы местных бюджетов, которые являются фундаментом всей бюджетной системы и финансовой основой местного самоуправления, обеспечении реальной самостоятельности бюджетов разных уровней и достижении сбалансированности интересов всех участников межбюджетных отношений. С другой стороны, она неотделима от процесса совершенствования как бюджетно-нормативных, так и налоговых инструментов перераспределения средств между бюджетами с целью сбалансирования доходов и расходов бюджетов всех уровней. В процессе исследования установлено: чем отдаленнее сельский или поселковый бюджет от районного центра, тем ниже на 15-30% уровень социального обеспечения населения. Такая тенденция характерна и для районных бюджетов: чем отдаленнее они от областного центра, тем меньшие в них доходы и ниже социальная обеспеченность в расчете на лицо. Поэтому, существующий механизм бюджетного регулирования, не смотря на положительные изменения последних лет, требует своего дальнейшего совершенствования, поскольку не созданы финансово-экономические условия для эффективного функционирования органов местного самоуправления, а межбюджетные отношения еще не достаточно учитывают необходимость самоуправляемого развития территорий. Наступает необходимость оптимизации межбюджетного регулирования на основе совершенствования прогнозирования и повышения качества планирования доходов и сбалансированности бюджетов.

Совершенствование межбюджетных отношений может основываться на использовании двух подходов. Реализация первого подхода связана с использованием принципа децентрализации в управлении финансовыми ресурсами, что допускает высокий уровень бюджетной независимости территорий при сохранении единого экономического пространства страны. Второй подход характеризируется ярко выраженным участием центральных органов управления в перераспределении государственных бюджетных средств. Использование этого подхода в совершенствовании межбюджетных отношений даст возможность избежать неоправданно сложной процедуры разделения ресурсов государственного бюджета, чрезмерный контроль над выполнением которой отвлекает внимание от исполнения других важных функций управления государственными финансами на всех уровнях иерархии.

Политика совершенствования межбюджетных отношений может быть направлена на решение таких задач:

  • повышение уровня жизни населения;
  • достижение территориальной справедливости при разделении бюджетных средств на основе расчета необходимости регионов в финансовых ресурсах и учета их налогоспособности;
  • упрощение механизма межбюджетных отношений;
  • передачу большей части полномочий относительно принятия решений в сфере формирования и исполнения бюджетов на региональный уровень управления.

Таким образом, главной целью реформы межбюджетных отношений является повышение благосостояния населения и обеспечение справедливого распределения общественных благ независимо от того, где проживают граждане. Практические рекомендации состоят в корректировке законодательной базы реформирования межбюджетных отношений в Украине. Прежде всего, это касается предложения относительно расширения полномочий местных органов власти и гармонизации межбюджетных отношений на основе расширения местной налоговой системы, местного экономического развития, нормативов и стандартов бюджетного планирования. Внедрение этих мероприятий в практику окажет существенное содействие социально-экономическому развитию территориальных единиц.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Украины: от 21.06.2001г. №2542. – К., 2001.
  2. Кириленко О.П. Местные бюджеты Украины. – К.: НІОС, 2000. – С. 251.
  3. Павлюк К.В. Формирование доходов местных бюджетов // Финансы Украины – 2008. – № 4. – С. 24-37.
  4. Исмаилов А.Б. Межбюджетные отношения и направления их совершенствования. – Финансы Украины. – 2004. – №6. – С.27.