Каталог статей

Бережной В.М., Ещенко М.А.

Экономическая сущность понятия «конкурентоспособность» и влияющие на нее факторы

Проблеме определения понятия «конкурентоспособность» посвящено множество работ. В основном, материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассматривают «конкурентоспособность» неоднозначно. Требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы понятия конкурентоспособности определяют несомненную новизну данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к понятию «конкурентоспособность», с другой стороны - ее недостаточной разработанностью.

Изучение конкурентоспособности производства предприятий на целевых рынках представляет собой одну из важнейших составляющих комплексных исследований.

Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью, наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В обобщенном виде термин «конкурентоспособность» определяется как состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат. Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия проведем анализ литературных источников (табл.1).

Таблица 1-Анализ литературных источников

Автор

Определение понятия «конкурентоспособность»

1.

Божук С. Г.

Превосходство товара на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе по суммарным затратам на приобретение и пользование товаров [1, с. 285].

2.

Соколенко С. И.

Это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые обеспечивают удовлетворение конкретной потребности потребителя [2, с.18 ].

3.

Козак Ю. Г.

Соперничество между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), которые заинтересованны в достижении одной и той же цели – преимущество над своими соперниками (конкурентами) [3, с. 6 ].

4.

А. Смит

Считал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, которая автоматически уравновешивает рынок и таким образом регулирует соответствующие частные и общественные интересы [3, с. 27].

5.

Европейский форум по проблемам управления

Характеризует конкурентоспособность как реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов [4, с. 14 ].

6.

Одесс В. И.

Соревнование между однородными товарами и услугами с точки зрения их свойств и цены реализации в целях достижения преимуществ для покупателя и соответствующего оттеснения других продавцов, а также получения производителем и продавцом максимально-возможной прибыли [5, с. 43].

7.

Азоев Г. Л.

Конкурентоспособность есть конкурентные преимущества отдельных его характеристик, являющихся следствием более эффективного управления процессом разработки, реализации и эксплуатации предлагаемой продукции[6, с. 257].

8.

Батурина И.

Многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама) [7, с. 64].

9.

Фатхундинов Р. А.

Характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение [8, с. 21].

10.

Светуньков С. Г.

Свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов [9, с. 37].

11.

Петров В.

Внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности [10, с. 24 ].

12.

Селезнев А.

Обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [10, с 26].

Из данного перечня определений понятия «конкурентоспособность» можно сделать вывод, что оно включает три основные составляющие. Первая жестко связана с продуктом как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю продукции.

Исходя из проведенных выше исследований, определение конкурентоспособности продукции можно вывести из следующих основных направлений:

  • конкретных требований потенциальных потребителей к предложенному на рынке товару;
  • возможных размеров и динамики спроса на продукцию;
  • ожидаемого уровня конкуренции на рынке соответствующих товаров;
  • определяющих параметров продукции основных конкурентов;
  • расчетного уровня рыночной цены товара;
  • срока окупаемости совокупных расходов, связанных с проектированием и продвижением на рынок нового товара;
  • наиболее перспективных рынков для соответствующего товара и этапов закрепления на них.

В литературе, посвященной изучению конкурентоспособности, присутствует три подхода к определению понятия «конкурентоспособность»:

Первый рассматривает данное понятие как элемент рыночного механизма, который уравновешивает спрос и предложение (классическая экономическая теория);

Второй определяет данное понятие как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка (современная теория морфологии рынка);

Третий подход характерен для отечественной литературы. Определяет «конкурентоспособность» как состязательность на рынке [11].

На основе проведенного анализа сформулировано следующее определение, которое учитывает социальные, маркетинговые, экономические, производственные и коммерческие интересы: Конкурентоспособность - это преимущества на рынке, которые обеспечиваются привлекательными для потребителя свойствами, сравнительно низкой ценой и эксплуатационными расходами, т.е. - это рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке и приносящее прибыль.

Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. И все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение - именно к экономическим объектам.

Конкурентоспособность является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство новых изобретений и технологий). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктатуру производителей-монополистов по отношению к потребителю. Она представляет собой характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкурентной общей потребности.

Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и тому подобное.

Конкурентоспособность - многоуровневая, многоаспектная и многофакторная категория. Если говорить о факторах конкурентных преимуществ продукции, то они сводятся, в основном, к показателям качества и удобства эксплуатации. В числе таких факторов можно назвать: лучшее соотношение цены и качества; более современный дизайн; лучшую по оформлению и качеству упаковку; лучшие условия технического обслуживания и ремонта (включая до- и послепродажное обслуживание); условия гарантии (сроки, возможность замены и др.); условия эксплуатации и хранения; сроки и условия поставки; предусмотренное соблюдение экологических требований при эксплуатации, хранении и утилизации продукции.

К числу главных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности, относятся: отсутствие программы защиты внутреннего рынка; отсутствие законодательной базы, обеспечивающей юридическую поддержку отечественным производителям; либерализация таможенной пошлины по отношению к поставщикам импортной продукции; давление и засилье импортной продукции; отсутствие финансовой поддержки (инвестиционных влияний) вследствие непривлекательности рынка; уменьшение покупательской способности населения.

Если оценивать более конкретные положительные моменты воздействия конкурентности на товарных рынках, то следует отметить, что она способствует развитию научно-технического прогресса, заставляя товаропроизводителя применять лучшее сырье, материалы и комплектующие изделия, добиваясь одновременно их более экономного использования; при этом из производства вымываются устаревшая техника, энергоемкие и материалоемкие технологии, прекращается выпуск некачественных товаров; вырабатывается чуткая реакция на изменение спроса, рост цен, издержек производства и обращения; в известной мере выравнивается норма прибыли и размер заработной платы.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по кредитам, персоналом фирмы, поставщиками и возмещать производственные затраты.

Литература:

  1. Маслов Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: (серия «Учебники для вузов») - СПб.: Питер, 2002.- 400 с.
  2. Соколенко С.І. Сучасні світові ринки та Україна: Наук. Вид. – К.: Демос, 1995. - 354 с.
  3. Сіваченко І.Ю., Козак Ю.Г., Єхануров Ю.І. та ін. Управління міжнародною конкурентоспроможністю підприємств: Навч. посібза ред. І.Ю. Сіваченка, Ю.Г. Козака, Ю.І. Єханурова. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. - 436 с.
  4. Фатхундинов Р.А. Стратегический маркетинг.-2-е изд., перераб. и доб.- СПб.: Питер, 2002: ил.- (серия «Учебники для вузов»). - 448 с.
  5. Одесс В.И. Факторы конкурентности на товарных рынках// Конъюнктура товарных рынков. 2008.-№2 – 92 с.
  6. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.
  7. Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль. // Российский экономический журнал. 1993, №3. - 119 с .
  8. Фатхундинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Эксмо, 2004. - 544 с.
  9. Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. - СПб., 1997. - 264 с.
  10. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность.- М.: Альфа-пресс, 2004.- 160 с.
  11. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью // Под ред. проф. С. Г. Светунькова – www.Marketing.spb.ru