Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бережной В.М., Ещенко М.А. Экономическая сущность понятия «конкурентоспособность» и влияющие на нее факторыПроблеме определения понятия «конкурентоспособность» посвящено множество работ. В основном, материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассматривают «конкурентоспособность» неоднозначно. Требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы понятия конкурентоспособности определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к понятию «конкурентоспособность», с другой стороны - ее недостаточной разработанностью. Изучение конкурентоспособности производства предприятий на целевых рынках представляет собой одну из важнейших составляющих комплексных исследований. Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью, наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В обобщенном виде термин «конкурентоспособность» определяется как состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат. Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия проведем анализ литературных источников (табл.1). Таблица 1-Анализ литературных источников
Из данного перечня определений понятия «конкурентоспособность» можно сделать вывод, что оно включает три основные составляющие. Первая жестко связана с продуктом как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю продукции. Исходя из проведенных выше исследований, определение конкурентоспособности продукции можно вывести из следующих основных направлений:
В литературе, посвященной изучению конкурентоспособности, присутствует три подхода к определению понятия «конкурентоспособность»: Первый рассматривает данное понятие как элемент рыночного механизма, который уравновешивает спрос и предложение (классическая экономическая теория); Второй определяет данное понятие как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка (современная теория морфологии рынка); Третий подход характерен для отечественной литературы. Определяет «конкурентоспособность» как состязательность на рынке [11]. На основе проведенного анализа сформулировано следующее определение, которое учитывает социальные, маркетинговые, экономические, производственные и коммерческие интересы: Конкурентоспособность - это преимущества на рынке, которые обеспечиваются привлекательными для потребителя свойствами, сравнительно низкой ценой и эксплуатационными расходами, т.е. - это рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке и приносящее прибыль. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. И все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение - именно к экономическим объектам. Конкурентоспособность является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство новых изобретений и технологий). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктатуру производителей-монополистов по отношению к потребителю. Она представляет собой характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкурентной общей потребности. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и тому подобное. Конкурентоспособность - многоуровневая, многоаспектная и многофакторная категория. Если говорить о факторах конкурентных преимуществ продукции, то они сводятся, в основном, к показателям качества и удобства эксплуатации. В числе таких факторов можно назвать: лучшее соотношение цены и качества; более современный дизайн; лучшую по оформлению и качеству упаковку; лучшие условия технического обслуживания и ремонта (включая до- и послепродажное обслуживание); условия гарантии (сроки, возможность замены и др.); условия эксплуатации и хранения; сроки и условия поставки; предусмотренное соблюдение экологических требований при эксплуатации, хранении и утилизации продукции. К числу главных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности, относятся: отсутствие программы защиты внутреннего рынка; отсутствие законодательной базы, обеспечивающей юридическую поддержку отечественным производителям; либерализация таможенной пошлины по отношению к поставщикам импортной продукции; давление и засилье импортной продукции; отсутствие финансовой поддержки (инвестиционных влияний) вследствие непривлекательности рынка; уменьшение покупательской способности населения. Если оценивать более конкретные положительные моменты воздействия конкурентности на товарных рынках, то следует отметить, что она способствует развитию научно-технического прогресса, заставляя товаропроизводителя применять лучшее сырье, материалы и комплектующие изделия, добиваясь одновременно их более экономного использования; при этом из производства вымываются устаревшая техника, энергоемкие и материалоемкие технологии, прекращается выпуск некачественных товаров; вырабатывается чуткая реакция на изменение спроса, рост цен, издержек производства и обращения; в известной мере выравнивается норма прибыли и размер заработной платы. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по кредитам, персоналом фирмы, поставщиками и возмещать производственные затраты. Литература:
|