Каталог статей |
Титаренко Я.А. Пути преодоления бедности в УкраинеБедность всегда являлась актуальной проблемой, но в Украине на современном этапе развития, как общества, так и самого государства эта проблема является особенно острой. В настоящее время значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко к границе этой черты. Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. Цель исследования определить основные пути преодоления бедности в Украине. К основным причинам бедности в Украине относят: высокий уровень безработицы, низкая заработная плата, потеря трудоспособности населения, рост числа хронических заболеваний, увеличение количества неполных семей, низкий уровень социальных гарантий, миграция, слабая правовая защита населения, малограмотность масс и т.д. [1] О проблеме бедности населения говорят самые разнообразные показатели: низкое качество рациона питания, постоянный отток граждан за пределы страны, низкая рождаемость, высокая заболеваемость и смертность, неудовлетворенность широких слоев общества общеэкономической ситуацией и своим материальным положением (крайне высокий удельный вес людей, считающих себя бедными). Бедность так же является одной из существенных причин низкой социальной активности.[1] По статистике ООН, за чертой бедности в Украине находятся 36-45% людей. С учетом падения доходов украинцев в 2010 году почти на 11% оказалось, что 13% населения тратят почти весь свой бюджет (от 75% до 100%) на продукты питания.[2] Основные пути преодоления бедности: 1. необходим комплексный подход, ориентированный на поддержание как бедных, так и на относительно обеспеченных слоёв общества. Усилия государства по повышению уровня жизни всех слоев населения независимо от их материального положения должны опираться на обеспечение устойчивого экономического роста, всестороннее развитие и максимально полное использование трудового потенциала страны, улучшение ситуации на рынке труда. 2. проведение полномасштабной пенсионной реформы. Нужно вводить — сначала добровольную, а через несколько лет и обязательную — накопительную систему пенсионного обеспечения, которая будет стимулировать население регистрировать свои доходы и обеспечит необходимую связь между характером трудовой деятельности и материальным обеспечением в старости. 3. необходимо изменить действующую систему льгот. Сторонники ее сохранения подчеркивают, что во многих странах военнослужащим, к примеру, кроме зарплаты предоставляется целый ряд льгот. Ныне в украинском законодательстве предусмотрено девять видов многоразовых и четыре вида одноразовых льгот. Часть их должна обеспечивать определенные привилегии лицам, и без того имеющим достаточные средства к существованию, а часть направлена на социальную поддержку ущемленных слоев населения. Хочу подчеркнуть необходимость минимизации льгот и замены их денежными выплатами. 4. система социальной поддержки уязвимых слоев населения должна быть ориентирована на действительно нуждающихся. Утверждение официальных критериев и порогов бедности, разработка механизма государственной поддержки бедных слоев общества.[3] Преодоление бедности стало для Украины одной из главных целей и основных приоритетов в формировании современной социально-экономической политики развития. Значительным шагом по разработке государственной стратегии преодоления бедности в Украине на 2010 год был указ, подписанный Президентом Украины "О неотложных мерах по преодолению бедности" № 274/2010 от 26 февраля 2010 года. Таким образом, государство ведет политику преодоления бедности, которая состоит из нескольких направлений. Это прежде всего поддержка бедных семей и устранение причин бедности, повышение уровня заработной платы, повышение платежеспособности населения, приближение социальных стандартов и гарантий к прожиточному минимуму. Бедность по-прежнему остается важной проблемой в Украине и во всем мире.[4] Преодоление бедности — задача не одного дня. Настоятельно необходимой представляется координация разноплановых усилий, определение приоритетов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Достаточно быстро адресными действиями можно искоренить абсолютную бедность в самых острых ее проявлениях. Смягчение же относительной бедности, связанной прежде всего с экономическим неравенством населения, потребует большего времени и усилий главным образом активного характера. Что же касается субъективной бедности, то для предупреждения вызываемых ею социальных конфликтов необходимы время, доверие к власти на всех уровнях и согласованные действия едва ли не всех социальных институтов общества. Литература:
|