Каталог статей |
Довгаль Е.А. Специфика международного разделения труда в процессе глобализацииГлобализация, по определению американского исследователя Т.Фридмана, это «неукротимая интеграция рынков, наций-государств и технологий, позволяющая индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было прежде… Глобализация означает распространение капитализма свободного рынка на практически все страны мира. Глобализация имеет свой набор экономических правил, которые базируются на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и привлекательности для иностранного капитала» [1]. Цели глобализации известны: политический либерализм и принципы свободного рынка. По мере глобализации рынков и культуры, неолиберальная теория, объясняющая глобализацию, предполагает ограничение суверенности отдельных стран, формирование нового типа «граждан мира», чья лояльность обращена уже не к отдельным правительствам, а к внегосудартвенным структурам. Особенностями глобализации стали новейшие изобретения, революционным образом воздействующие на экономический рост, а символом прогресса - приватизация индустрии и сферы услуг. В рамках мировой экономики в процессе глобализации выделяются группы обществ, образующих: центр, периферию и полупериферию системы. При этом внутри центра мировой экономики устанавливаются отношения кооперации и конкуренции. Между центром и периферией – отношения эксплуатации и зависимости. Полупериферия, находится с центром и периферией в отношениях смешанного типа. После окончания «холодной войны» первый, второй и третий миры прежней эпохи уступили место новому делению – на готовых быстро адаптироваться к переменам и не готовых к этому. Первые вооружились новыми инструментами науки и технологии, а вторые считают перемены слишком болезненными, посягающими на слишком дорогие для них ценности. Аналитики бизнеса дают краткую формулу успеха в начале ХХI века: «Овладение богатством в наше время состоит в получении информации и ее приложении к средствам производства» [2]. Международный бизнес сегодня владеет всеми возможными ключевыми позициями в национальных экономиках крупнейших западных стран. Возникает новое международное разделение труда, четко отделяющее страны «золотого миллиарда» от всех прочих. Эти «прочие» оплачивают благополучие «золотого миллиарда» своим здоровьем, национальной деградацией, упадком своей культуры, образа жизни и собственной жизнью. В соответствии с новым международным разделением труда государства должны подчиняться ряду непреложных условий:
Более всего глобализация привлекает лидеров мировой экономической эффективности, тридцать наиболее развитых государств, в которых живет одна десятая доля человечества, но которые владеют двумя третями мировой экономики, международной банковской системой, доминируют на рынке капиталов и лидируют в производстве [3]. В результате глобализация не смягчает, а усиливает мировое неравенство, происходит очевидная маргинализация стран – богатый Север по существу исключает из прогресса огромное большинство человечества. Исключение целых обществ из процесса глобальной модернизации увеличивает риск этнонациональных конфликтов, терроризма, вооруженных столкновений на национальной почве. Глобализационные процессы находятся в стадии развития, а не завершения. Еще существует много независимых государств, которые решительно противятся «глобализации по-американски». Многие страны сегодня выступают за многополярный мир и задумываются о третьем пути, о реализации модели устойчивого социально-экономического развития, свободного от нынешних парадоксов глобальной системы рынка, о торжестве идеалов гуманизма на нашей планете. Во внешнем мире растет убежденность в том, что повторить американский путь развития не сможет никто, т.к. уровень потребления США, воспроизведенный в массовых масштабах, просто опустошит планету. Актуальнейшей задачей для ученых сегодня является выработка новой идеологической программы-парадигмы, как реакции на глобализацию, которая могла бы нейтрализовать ее разрушительную силу и открыть реальный путь к подъему жизненных стандартов, культурных и духовных ценностей народов всего мира. Литература:
|