Каталог статей

Войтюшенко Н.Н., Велико-Иваненко Т.П. Донецкий национальный университет экономии и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Автоматизация управленческого учета на предприятиях

Для того чтобы эффективно управлять предприятием, необходимо в любой момент времени иметь доступ к информации о текущем состоянии компании. Бухгалтерский учет не может предоставить руководителю таких данных. Именно поэтому сейчас возникла проблема автоматизации управленческого учета.

Вести управленческий учет в системе, не связанной с системой финансового учета, могут позволить себе лишь небольшие предприятия. Для крупных и средних компаний такая организация учета будет попросту неэффективной и дорогой. Поэтому, как правило, на крупных и средних предприятиях в систему управленческого учета используется информация из бухгалтерского учета или база данных для всех видов учета.

Подавляющее большинство украинских предприятий до сих пор решают задачи управленческого учета, составление сводной и аналитической отчетности, в MS Excel, при этом сталкиваясь с многократным вводом данных и естественными трудностями в консолидации информации по сложным управленческим правилам. Основной причиной этому является высокая изменчивость требований компаний к управленческой отчетности. Разработав (или купив) однажды программу для автоматизации управленческого учета, компания уже не может существенно изменять принципы учета, так как она привязана к программному обеспечению. Для произведения изменений в программе необходимо прибегать к дорогостоящим услугам разработчика или покупать новую программу. Вот и вынуждены экономисты и финансовые работники пользоваться MS Excel, добавляя в нем все новые и новые сроки и столбцы в отчетах, что уже доходит до абсурда [2]. Тем не менее, в Украине управленческий учет все же применяется. Подтверждением тому служит динамика продаж программных продуктов по автоматизации управленческого учета и бюджетированию. Кто же реально занимается вопросами постановки и ведения управленческого учета на предприятиях? Можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев бухгалтерия к управленческому учету отношения не имеет. Его постановкой и ведением на предприятии обычно занимается либо финансовый директор (директор по экономике), либо специально привлеченный для этого специалист, а функциональные обязанности по его ведению могут быть скрыто или явно распределены между сотрудниками финансового отдела [1].

Инициаторами процесса постановки управленческого учета становятся, как правило, молодые специалисты, имеющие “свежее” экономическое образование, а также собственники компаний, которым уже не достаточно одной лишь бухгалтерской отчетности и требуется более достоверная информация о состоянии компании.

Непосредственно во время постановки системы учета возникает немало сложностей, связанных не только с пониманием и интерпретацией учета как такового, но и проблемы, лежащие как раз на границе “управленческий учет — бухгалтерский учет”. Очень сложно, например, правильно организовать взаимодействие между обоими видами учета, поскольку объект у них один, а цели разные. Принципиальным моментом управленческого учета является его оперативность: существуют виды бизнеса, в которых анализировать баланс необходимо ежедневно, и бухгалтерский отчет в конце квартала уже бесполезен. Методики и программные средства уже способны обеспечить такую оперативность. Отсюда вытекает, пока неочевидный для многих менеджеров, вывод: в управленческом учете необходимо соблюдать дисциплинирован-ность, даже большую, чем в бухгалтерском. Например, управленческие первичные документы могут иметь ряд специфических полей, не заполнение или несвоевременное заполнение которых сведет на нет все усилия по построению учетной системы. Поскольку введенные таким образом в систему цифры нельзя ни корректно консолидировать (без потерь важных аналитических признаков), ни сопоставить с планом [3].

Управленцы предприятий, решая вопрос о ведении управленческого учета, зачастую бросаются в две крайности. Первая состоит в том, что управленческому учету вообще не уделяется должного внимания, а вся его постановка заключается в волевом решении: “Будем вести также как бухгалтерский”. В результате рождается система, в которой плановые управленческие данные можно сопоставить только с бухгалтерским фактом. Вторая крайность — это чрезмерное усложнение и детализация учетных структур. Отсюда возникают огромные и трудно читаемые списки статей, содержащие одновременно данные по направлениям деятельности, товарам, регионам, контрагентам, а в худшем случае рядом друг с другом могут оказаться такие разнородные показатели как доходы, поступления, задолженности и инвестиции. По сути дела, в одном документе желают увидеть “все сразу и обо всем”.

Таким образом, автоматизация управленческого учета сейчас в Украине занимает достаточно важное место, хотя он достаточно сложен в своем ведении. Конечно, существует общемировая практика постановки и ведения управленческого учета, однако, в последнее время наблюдается заметный уход от классического. При этом происходит расширение понятия управленческого учета, а именно: в качестве факторов, влияющих на принятие управленческих решений, рассматривается конкурентная среда, система взаимоотношений с клиентами (CRM) и др. А это уже другой более высокий уровень, и для большинства украинских предприятий пока еще завтрашний день. Литература:

  1. [сылка более недоступна}
  2. [сылка более недоступна}
  3. [сылка более недоступна}