Каталог статей |
Лукьянова Е.А. Маркетинговая информационная система современного предприятия и особенности ее функционированияИнформация и информационные технологии являются одними из наиболее важных факторов, влияющих на формирование, как системы функционирования современного предприятия, так и общества XXI века в целом.Осуществление маркетинговой деятельности основано на использовании разнообразной информации, необходимой для принятия соответствующих управленческих решений. В процессе анализа рыночных возможностей предприятия, планирования, организации маркетинговых мероприятий, контроля реализации задач маркетинга, требуется информация о потребителях, конкурентах, дилерах, факторах внутренней и внешней среды предприятия, то есть абсолютно на каждом этапе маркетинговой деятельности [1,с.63]. Инструментами маркетинговой деятельности являются системы сбора, обработки, передачи и хранения информации, обеспечивающие предприятие актуальной информацией для принятия эффективного решения. Объединяются данные системы единым понятием – маркетинговая информационная система. Маркетинговая информационная система – совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа, классификации, оценки и распространения информации с целью ее распространения для принятия эффективных маркетинговых решений. Основной задачей маркетинговых информационных систем является преобразование имеющейся информации о маркетинговых процессах, в форму, позволяющую оценить состояние объекта маркетинга, развитие ситуации, а также планировать ее изменение. Функционирование маркетинговой информационной системы предполагает объединение ресурсов и технологий при выполнении следующих условий:
Маркетинговая информационная система современного предприятия состоит из следующих подсистем:
В связи с этим, результатом функционирования маркетинговой информационной системы предприятия являются информационные базы данных о состоянии внутренней среды предприятия, состоянии макро-среды организации, а также отчеты маркетинговых исследований. Исследования современных особенностей функционирования маркетинговых информационных систем подтверждают, что процесс информационного обеспечения маркетинговой деятельности в российских компаниях развивается более медленными темпами, чем в странах с развитой экономикой. Среди факторов, затрудняющих работу предприятий с маркетинговой информацией можно обозначить следующие [2]: – неразвитость информационного рынка, которая проявляется в невысоком уровне конкуренции, отсутствии платежеспособного спроса, неразвитости систем дистрибьюции. На российском рынке, в отличие от развитых стран, маркетинговая информация не приобрела значения фактора конкурентного преимущества, а значительные затраты на получение маркетинговой информации часто не оправданы; – информационная непрозрачность рыночных операций, что приводит к неполному отражению данных о производстве, импорте, товарообороте, уровне жизни населения. Это вызвано тем, что некоторые предприятия занижают реальные объемы производства и продаж, нерегулярно сообщают эти данные в статистические органы, а мелкие производители и торговые предприятия вообще не учитываются в статистической отчетности. Эти и другие факторы приводят к искажению информации, снижению степени ее достоверности. В настоящее время, практически не существует сферы деятельности, не охваченной информацией. Способы сбора, хранения и предоставления информации постоянно совершенствуются, появляются более современные программные продукты на основе средств информационных технологий. Программное обеспечение непрерывно развивается в условиях жесткой конкуренции на рынке, меняются лидеры, возникают новые стандарты и новые методы их реализации [3]. Важно отметить, что к новым направлениям в работе с маркетинговыми информационными системами относят [4]:
Новые технологии, оказывают преобразующее воздействие, как на техническую основу маркетинговых информационных систем современных предприятий, так и на механизм управления взаимодействием с клиентами в целом. Активно начинают использоваться современные технологии дата майнинга [5]. Дата майнинг (от англ. data mining – добыча, раскопки, извлечение данных) это способ анализа информации, поиск всевозможных связей, тенденций, закономерностей между данными, позволяющий максимально проанализировать и идентифицировать личность клиента предприятия по большому количеству параметров, выделить в потоке информации индивидуальные потребительские реакции. Таким образом, маркетинговая информационная система современного предприятия может включать: информационные базы данных, маркетинговые методики, программные средства и интегрированные системы. Отличительная особенность маркетинговой информационной системы заключается в создании интегрированной в организационную структуру предприятия системы, с целью наиболее оперативно способствовать принятию эффективных решений в процессе маркетинговой деятельности предприятия.
Литература:
|