Каталог статей

Лукьянова Е.А.

Маркетинговая информационная система современного предприятия и особенности ее функционирования

Информация и информационные технологии являются одними из наиболее важных факторов, влияющих на формирование, как системы функционирования современного предприятия, так и общества XXI века в целом.Осуществление маркетинговой деятельности основано на использовании разнообразной информации, необходимой для принятия соответствующих управленческих решений. В процессе анализа рыночных возможностей предприятия, планирования, организации маркетинговых мероприятий, контроля реализации задач маркетинга, требуется информация о потребителях, конкурентах, дилерах, факторах внутренней и внешней среды предприятия, то есть абсолютно на каждом этапе маркетинговой деятельности [1,с.63]. Инструментами маркетинговой деятельности являются системы сбора, обработки, передачи и хранения информации, обеспечивающие предприятие актуальной информацией для принятия эффективного решения. Объединяются данные системы единым понятием – маркетинговая информационная система.

Маркетинговая информационная система – совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа, классификации, оценки и распространения информации с целью ее распространения для принятия эффективных маркетинговых решений. Основной задачей маркетинговых информационных систем является преобразование имеющейся информации о маркетинговых процессах, в форму, позволяющую оценить состояние объекта маркетинга, развитие ситуации, а также планировать ее изменение. Функционирование маркетинговой информационной системы предполагает объединение ресурсов и технологий при выполнении следующих условий:

  1. Определение пользователей информации.
  2. Определение информационных потребностей пользователей информации.
  3. Выбор источников информации.
  4. Определение структуры базы данных и основных процессов ее функционирования.
  5. Определение порядка предоставления информацииия.

Маркетинговая информационная система современного предприятия состоит из следующих подсистем:

  • система поддержки маркетинговых решений,
  • система планирования маркетинга,
  • система маркетингового контроля,
  • система маркетинговой отчетности,
  • операционные системы маркетинга,
  • разведывательная система маркетинга,
  • система маркетинговых исследований.

В связи с этим, результатом функционирования маркетинговой информационной системы предприятия являются информационные базы данных о состоянии внутренней среды предприятия, состоянии макро-среды организации, а также отчеты маркетинговых исследований.

Исследования современных особенностей функционирования маркетинговых информационных систем подтверждают, что процесс информационного обеспечения маркетинговой деятельности в российских компаниях развивается более медленными темпами, чем в странах с развитой экономикой. Среди факторов, затрудняющих работу предприятий с маркетинговой информацией можно обозначить следующие [2]:

– неразвитость информационного рынка, которая проявляется в невысоком уровне конкуренции, отсутствии платежеспособного спроса, неразвитости систем дистрибьюции. На российском рынке, в отличие от развитых стран, маркетинговая информация не приобрела значения фактора конкурентного преимущества, а значительные затраты на получение маркетинговой информации часто не оправданы;

– информационная непрозрачность рыночных операций, что приводит к неполному отражению данных о производстве, импорте, товарообороте, уровне жизни населения. Это вызвано тем, что некоторые предприятия занижают реальные объемы производства и продаж, нерегулярно сообщают эти данные в статистические органы, а мелкие производители и торговые предприятия вообще не учитываются в статистической отчетности. Эти и другие факторы приводят к искажению информации, снижению степени ее достоверности.

В настоящее время, практически не существует сферы деятельности, не охваченной информацией. Способы сбора, хранения и предоставления информации постоянно совершенствуются, появляются более современные программные продукты на основе средств информационных технологий. Программное обеспечение непрерывно развивается в условиях жесткой конкуренции на рынке, меняются лидеры, возникают новые стандарты и новые методы их реализации [3]. Важно отметить, что к новым направлениям в работе с маркетинговыми информационными системами относят [4]:

  • внедрение новых методов сбора и анализа данных;
  • формирование новых подходов к анализу рынка с помощью микромаркетинга и маркетинга баз данных;
  • применение нововведений в области имеющихся маркетинговых данных, связанных с концепцией управления знаниями.

Новые технологии, оказывают преобразующее воздействие, как на техническую основу маркетинговых информационных систем современных предприятий, так и на механизм управления взаимодействием с клиентами в целом. Активно начинают использоваться современные технологии дата майнинга [5]. Дата майнинг (от англ. data mining – добыча, раскопки, извлечение данных) это способ анализа информации, поиск всевозможных связей, тенденций, закономерностей между данными, позволяющий максимально проанализировать и идентифицировать личность клиента предприятия по большому количеству параметров, выделить в потоке информации индивидуальные потребительские реакции.

Таким образом, маркетинговая информационная система современного предприятия может включать: информационные базы данных, маркетинговые методики, программные средства и интегрированные системы. Отличительная особенность маркетинговой информационной системы заключается в создании интегрированной в организационную структуру предприятия системы, с целью наиболее оперативно способствовать принятию эффективных решений в процессе маркетинговой деятельности предприятия.

Литература:

  1. Маслова,Т.Д.,Божук,С.Г.,Ковалик,Л.Н. Маркетинг.–СПб.:Питер,2006.– 400с.
  2. Ванифатова, М. М. Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 1. – С. 59.
  3. Кузнецова, Ю. В. Информационные технологии и их роль в корпоративных системах коммуникации. Мат-лы междунар. науч. конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды; Информационные технологии в организации производства. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2007. – С.331 – 345.
  4. Бушуева, Л. И. Маркетинговые информационные системы в управлении предприятием // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] – Сыктывкар: СыктГУ, 2006. – № 1. – С.120
  5. Кузнецова, Ю. В. Новые технологии как эффективный механизм управления взаимодействием с клиентами. Машиностроение: наука,техника,образование: сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции. – Саранск: изд. Мордов. гос. ун-та, 2007. – С.260 – 265.