Каталог статей

Абдураимова Э.Р.

Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию туристской индустрии.

Для успешного ведения дел необходимо умение предоставлять качественные услуги, знать вкусы и предпочтения людей. Для этого проводятся маркетинговые исследования.

Маркетинговая деятельность туристского предприятия должна быть направлена на продолжительное существование компании, на ее стабильность, крепкие и долговременные связи с потребителями или другими участниками рынка, увеличение конкурентоспособности предлагаемых услуг или товаров.

Маркетинговая деятельность обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Из-за того, что маркетинг зародился в производственной сфере, он долгое время не находил должное применение в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, рост коммерческой деятельности и туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристского предприятия.

Современная комплексная концепция маркетинга включает следующие элементы:

  • изучение и прогнозирование рынка (поставщиков, клиентов и конкурентов);
  • постановку целей и задач;
  • разработку стратегии и тактики;
  • формирование спроса и стимулирование сбыта;
  • анализ и контроль.

Применительно к сфере услуг в комплекс маркетинга добавляются еще три составляющие, которые формируют стандарт обслуживания туристской организации:

  • персонал, так как он является главным ресурсом роста и процветания в сфере услуг;
  • процесс осуществления продажи, обслуживания (например, количество времени регистрации гостя в гостинице);
  • окружение (интерьер), создающий определенное настроение и способствующий привлечению клиентов.

Условия для эффективного использования маркетинга в индустрии туризма в настоящее время вполне сложились, к ним относятся:

  • свободные рыночные отношения, т.е. возможность выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу;
  • свободная деятельность руководства организаций внутри туристской компании по определению целей фирмы, стратегий, структур, распределению средств по статьям бюджета и т.п.;
  • насыщение рынка туристскими услугами, существование рынка покупателей;
  • острая конкурентная борьба за клиента между туристскими организациями.

Можно выделить следующие особенности туристского маркетинга:

  • управление спросом, а не его стимулирование. Стимулирование спроса не является первостепенной задачей, в отличие от других отраслей. Спрос на туруслуги постоянно растет, и индустрия туризма в меньшей степени, чем другие отрасли, зависит от изменения конъюнктуры. Для туристского маркетинга наиболее важной задачей является направление спроса в нужном направлении;
  • достоверность и полнота информации о турпродукте;
  • особое внимание к вопросам защиты прав клиента — потребителя турпродукта;
  • целесообразность диверсификации туруслуг и усиление внимания к маркетинговым мероприятиям в межсезонье для уменьшения зависимости турорганизаций от сезонности;
  • учет в маркетинговой деятельности не только материальных аспектов, но и психологии, духовно-эмоционального состояния и особенностей потребителей.

Маркетинговая деятельность требует значительных финансовых средств и отвлечения трудовых ресурсов от выполнения непосредственных производственных обязанностей, поэтому руководство организации индустрии туризма регулярно ведет контроль маркетинга по критерию «затраты — результаты». По мере достижения промежуточных и конечных целей маркетинговой работы формируются новые цели в соответствии с изменившейся внешней ситуацией и внутренними возможностями организации.

Литература:

  1. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. - 2-е изд. / АД. Чудновский, М.А Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС, 2005. -448 с.
  2. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. - 192 с.