Каталог статей

Колесник Е. А.
н. руководитель Гвасалия Д. С.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган – Барановского, Украина

Бюджетное выравнивание, как инструмент реализации региональной политики государства

Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, для обеспечения функционирования государственной власти.

Бюджетная система Украины – это совокупность бюджетов всех уровней, регулирующаяся правовыми нормами и формирующаяся на единых принципах согласно государственному устройству и административно - территориальному делению Украины.

Цель работы всесторонне исследовать объект путем изучения бюджетной системы Украины. Для достижения поставленной цели предполагается решение таких задачи как, обобщить основные понятия, связанные с бюджетной системой Украины и с местными бюджетами. Рассмотреть межбюджетные трансферты. [2.16-21.]

Актуальность проблемы заключается в поиске новых путей обеспечения стабильности бюджетной системы, стойкости межбюджетных отношений и повышения эффективности бюджетного регулирования. Межбюджетные отношения являются одной из ключевых составных бюджетного процесса, важным инструментом усовершенствования финансовых отношений между центральными и местными органами власти, действенным фактором экономического и политического развития Украины.

Вопросом межбюджетных отношения посвящены немало работ известных ученых, в частности С.А. Буковинского, который предлогал распределить полномочия между всеми уровнями бюджетов, О.П. Кириленко, чьи предложения касались исключительного управление государственными властями и других.

Украина по Конституции является Унитарным государством, но так исторически сложилось, что уровень экономического развития областей различен. Для постоянного социального обеспечения необходимо использовать механизм перераспределения между доходами и затратами областей через Государственный бюджет. Такая же ситуация существует и в середине самих областей между её отдельными городами и районами.

В Бюджетном кодексе Украины предусмотрен социальный механизм межбюджетных трансфертов, которые, в свою очередь, базируются на финансовых нормативах бюджетного обеспечения и соответствующих корригирующих коэффициентах. [1.17-19.]

Финансовый норматив бюджетного обеспечения используется для разделения общего объема финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию бюджетных программ, на количество жителей потребителей социальных услуг.

Общий объем финансовых ресурсов, который направляется на выполнение бюджетных программ местными бюджетами, распределяется между видами расходов соответственно до приоритетов бюджетной политики государства.

При расчете финансового норматива бюджетного обеспечения может предусматриваться определенный объем не распределенных затрат, который объединяет затраты на те предназначения, установление нормативов на которые не является целесообразным.

Корригирующие коэффициенты финансовых нормативов бюджетного обеспечения. Финансовые нормативы бюджетного обеспечения для местных бюджетов корригируются коэффициентами, которые учитывают отклонения в стоимости предоставления социальных услуг в зависимости от:

  • количества населения и потребителей социальных услуг;
  • социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей (с момента их определения) административно-территориальных единиц.

Корригирующие коэффициенты утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Виды межбюджетных трансфертов предусмотрены ст. 96 Бюджетного кодекса.

В Государственном бюджете Украины утверждается объем дотаций выравнивания и субвенций отдельно для бюджета Автономной республики Крым, каждого из областных бюджетов, бюджетов города Киева и Севастополя, городов республиканского значения Автономной Республики Крым, городов областного значения и районных бюджетов. А также средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, если есть основания для выдачи и получения, соответствующих межбюджетных трансфертов.[3.78-95.]

Разделение объема межбюджетных трансфертов согласно Бюджетному Кодексу и Закону «О Государственном бюджете Украины» между бюджетами городов Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым, городов областного подчинения и районными бюджетами, определяется на основе формулы.

Формула распределения объема межбюджетных трансфертов, определенных бюджетным кодексом, утверждается Кабинетом Министров Украины и должна учитывать такие параметры:

  1. финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корригирующие коэффициенты к ним;
  2. число жителей и число потребителей социальных услуг;
  3. индекс относительной налогоспособности определенного города, района;
  4. прогнозный показатель корзины доходов бюджетов местного самоуправления для бюджетов городов Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым и городов областного подчинения и прогноз доходов, определенных Бюджетным кодексом, - для районных бюджетов;
  5. коэффициент выравнивания.

Объем корзины доходов соответствующего бюджета определяется с использованием индекса относительной налогоспособности бюджета города, района основе данных про фактическое выполнение соответствующего бюджета за три основных бюджетных периода.

Индекс относительной налогоспособности является коэффициентом, определяющим уровень налогоспособности административно территориальной единицы в сравнении с аналогичным средним показателем по Украине в расчете на одного жителя.

Для определения индекса относительной платежеспособности корзина доходов местного самоуправления увеличивается на сумму потерь в доходах, которые возникли вследствие выдачи льгот плательщикам налогов согласно с решением Верховного Совета Автономной Республики Крым и соответствующих советов.

Индексы относительной налогоспособности соответствующих бюджетов не могут изменяться и пересматриваться чаще, чем раз в три года.

Коэффициент выравнивания используется для рассчитанного по формуле объема дотации выравнивания и определяется в рамках от 0,60 до 1. При этом общий объем средств, на который уменьшается сумма дотаций выравнивания, является тождественным общему объему средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины с местных бюджетов в случае использования коэффициентов выравнивания.

Дотации выравнивания и субвенции из Государственного бюджета Украины местным бюджетам перечисляются со счетов Государственного бюджета Украины органами Государственного казначейства Украины бюджету Автономной Республики Крым, областным бюджетам городов Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым и городов областного подчинения и районным бюджетам. Перечисление средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из бюджета Автономной Республики Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя, бюджетов городов республиканского подчинения, районных и областных бюджетов, обеспечивается органами Государственного казначейства Украины. [4.56-61.]

Порядок перечисления дотации выравнивания и субвенций с Государственного бюджета Украины местным бюджетам, средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины с местных бюджетов, а также порядок перечисления межбюджетных трансфертов между местными бюджетами определяются Кабинетом Министров Украины и должны обеспечить своевременность, равномерность, гарантированность полноту перечисления трансфертов

Таким образом, бюджетная система – это система, отражающая совокупность всех видов бюджетов, которые создаются в стране в соответствии с ее бюджетным строем. Бюджетная система в Украине была принята Законом Украины «О бюджетной системе Украины» в 1991 году. Его вторая редакция была принята в 1995 году. И только в 2001 году был принят бюджетный кодекс. В Государственном бюджете Украины могут предусматриваться такие межбюджетные трансферты местным бюджетам как, дотация выравнивания бюджета Автономной Республике Крым, областным бюджетам, бюджетам города Киева и Севастополя, районным бюджетам и бюджетам городов республиканского значения; субвенция на осуществления программ социальной защиты; субвенция на компенсацию утери дохода бюджетов местного саморегулирования на выполнение собственных полномочий вследствие выделения льгот, установленных государством; субвенция на выполнение инвестиционных процессов; Коэффициент выравнивания используется для рассчитанного по формуле объема дотации выравнивания и определяется в рамках от 0,60 до 1. При этом общий объем средств, на который уменьшается сумма дотаций выравнивания, является тождественным общему объему средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины с местных бюджетов в случае использования коэффициентов выравнивания.

Литература:

  1. Бюджетний Кодекс України, Закон вiд 21.06.2001 № 2542-III, остання редакцiя вiд 01.01.2008
  2. Артус М. М., Хижа Н. М. Бюджетна система України: навч. посіб. для студ. вищ. навч. Закладів. - К.: Видавництво Європейського ун-ту, 2007. — 220с.
  3. Василик О. Д., Павлюк К. В. Державні фінанси України: Підруч. для студ. екон. спец. вищих навч. закл. / Київський національний ун-т ім. Тараса Шевченка. — К. : Центр навчальної літератури, 2003. — 606с.
  4. Державні фінанси: Навч. посібник / За ред. В. Д. Базилевича. — 2-ге вид., доп. і перероб. — К. : Атіка, 2004. — 368с.