Каталог статей |
Титаренко Я.А., Федорец М.С. Особенности учетной политики в бюджетных учрежденияхОбщепризнанно, что бухгалтерский учет осуществляется субъектом хозяйственной деятельности на основании определенных требований и установленных норм. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета, где под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей [2]. Именно для получения максимального эффекта от ведения бухгалтерского учета и была введена учетная политика. Под учетной политикой понимают совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финансовой отчетности [1]. Учетный процесс в бюджетных учреждениях является достаточно сложным, а и уровень контроля движения и использования бюджетных средств и имущества гораздо выше, чем в коммерческих предприятиях. В соответствии с Бюджетным Кодексом Украины и Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», бюджетное учреждение обязано формировать учетную политику, даже если оно не является регулярным плательщиком налогов и (или) не ведет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Формализованным выражением учетной политики является соответствующий Приказ, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Работу по созданию Приказа об учетной политике осуществляет главный бухгалтер с привлечением других заинтересованных специалистов. В данном регламенте принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. При разработке Приказа об учетной политике следует принимать во внимание следующие аспекты:
Организационный раздел Приказа должен иметь ссылку на нормативные документы, которыми пользуется бухгалтерская служба в своей деятельности, ответственность главного бухгалтера и круг вопросов, решаемых бухгалтерской службой. Перечень лиц, имеющих право подписи на документах, утверждается отдельным приказом, и в учетной политике лучше указывать должности без поименного списка, чтобы не вносить потом изменения в учетную политику. График документооборота представляет собой правила составления, представления и обработки первичной информации в установленные сроки и лиц, ответственных за ведение документооборота. В организационном разделе необходимо указывать состав инвентаризационных комиссий, существующих в организации. В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета операции формируются в базах данных используемого учреждением программного комплекса. Учетная политика должна содержать данные о входящей и исходящей информации, способе обработки данных и выводе на печать. В разделе налоговый учет раскрываются особенности налогообложения бюджетного учреждения. Следует отметить, что данные учреждения относятся к неприбыльным организациям, а также не являются плательщиками НДС. Поэтому в данном разделе необходимо привести перечень видов деятельности или конкретных операций, по которым у учреждения могут возникать обязательства, связанные с налогообложением[2]. Таким образом, учетная политика бюджетных учреждений имеет свою специфику и играет важную роль в системе управления как один из её инструментов. Поэтому при разработке Приказа об учетной политике необходимо стремиться к внедрению новых способов ведения бухгалтерского учета с целью предотвращения отрицательных результатов деятельности учреждения, не выполнения сметы доходов и расходов, выявления внутренних резервов финансовой устойчивости и повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений. Литература:
|