Каталог статей

Сайнога Н.Д., Тымчина Л.И.

Современные проблемы внешнеэкономической политики в Украине

На сегодня эффективная интеграция Украины в мировое экономическое пространство является обязательным заданием для построения ее государственности и экономики. Но для того чтобы этот процесс действительно принес ожидаемые результаты нужно понять и реализовать несколько важных положений. Они должны основываться на знании и прогнозировании тенденций в изменениях внешнеэкономической среды и иметь четкое понятие необходимых – сбалансированных с национальными интересами – национальных хозяйств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие с мировым хозяйством на основе высокого уровня конкурентоспособной экономики.

Целью данной статьи является исследование современных проблем внешнеэкономической политики в Украине и предоставление мероприятий по их ликвидации.

Проблемами данной темы занимались такие ученые как Демьяненко А.Г., Миролюбова Т.В., Поддубный И.О. и другие.

Украина только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит не только и не столько динамика внешней торговли, а прежде всего – возможность дальнейшего социального и экономического развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процесс интеграции в мировое экономическое хозяйство Украина будет встречаться с огромными сложностями. Это обуславливается рядом причин.

Во-первых, Украина еще не определилась в полной степени с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования.

Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности.

В-третьих, существуют явные противоречия регионального характера, решение которых возможно только с помощью долгосрочных договорных принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой.

В-четвертых, попытки активного общения и диалога с международными финансовыми институтами, как гарантами вхождения Украины в мировой рынок и обновления экономики, пока что вызывают неадекватную реакцию широких кругов украинской общественности, поскольку до сих пор не четко определены ориентиры страны ни в развитии ее «внутренней» экономики, ни в поисках ее будущего места в мировом хозяйстве [1,с. 22-28].

Существующие концептуальные подходы к внешнеэкономической политике Украины, при всех ее позитивных аспектах, имеют существенный недостаток: у них фактически отсутствует концепция и организационные принципы достижения стратегических целей. А именно это и составляет стержень внешнеэкономической политики. С точки зрения изменений, которые не только имели место, но и развиваются в сфере международных экономических отношений, следует заметить, что именно ориентация на глобальные изменения и тенденции, их прогнозирование в долгосрочном режиме, а также адекватная политика нашего государства могут привести к позитивным изменениям в ее положении в мировом рынке.

Украина переходит к динамической стратегии реформирования экономики, все больше активизируя свою деятельность на мировой арене. В связи с этим особенно важной становится разработка не только стратегических направлений в интеграции нашей страны в мировое хозяйство, но и стратегических приемов интегрирования, которые бы позволили наравне взаимодействовать с международными экономическими организациями, иностранными партнерами и конкурентами, тем самым внося помощь в создание внутренних экономических преобразований [2, с.252].

В современной мирохозяйственной сфере внешнеэкономические связи национальных экономик охватывают более широкий, чем раньше спектр взаимодействий: торговый обмен перерос в научно-технологическое и инвестиционное сотрудничество. Сложилась новая модель таких связей – производственно-инвестиционная.

Производство основывается на базе технологического сотрудничества, которое вышло за пределы национальных границ: субъекты рынка выступают в транснациональной форме. Но для Украины является свойственным «поставочно-сбытовой» и «посреднически-торговый» менталитет выхода на мировой рынок. Для того чтобы побороть отсталость нашего производства необходимо перейти к новой модели взаимоотношения национального хозяйства с мировым. Именно поэтому следует ориентироваться на производственно-инвестиционную модель, где в поле зрения попадает не только сфера обмена (внешняя торговля), но и сотрудничество по всем направлениям производственно- технического процесса, с вынесением части из них за национальные рамки. В данном случае речь следует вести не о выходе на мировую арену отдельных украинских товаров, а о функционировании на этой арене как определенных конкурентоспособных отраслевых и межотраслевых блоков, регионально-производственных анклавов и т.д.

Как показывает международный опыт, сегодня прорыв на мировые рынки основывается, как правило не просто продуктом, и даже не отраслью, а межотраслевым комплексом, который состоит из определенных вновь созданных технологических систем. Его конкурентное ядро занимает определенную для него технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и партнерами [3].

Таким образом можно сделать вывод, что главная цель государственной внешнеэкономической политики состоит в создании условий для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ у отечественных товаропроизводителей. Основное задание, которое должно выполнять государство по отношению к своим товаропроизводителям, к народу, - скорее создать настоящую конкурентную среду.

Литература:

  1. Демьяненко А.Г. Формирование модели комплексного анализа эффективности внешнеэкономической политики/ Экономика, финансы, право. – 2009. - №2. – с.22-28
  2. Поддубный И.О. Международный менеджмент/2-е издание, стереотип.- Х.:ВД «ИНЖЕК», 2008,252с.
  3. Миролюбова Т.В. Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: Автореферат диссертации на соискание уч.ст.канд.эк.наук.-Киев, 2005