Каталог статей

Заболотникова В.С., Македонская Л.А., Филатова А.М.
Автомобильно – дорожный институт ДонНТУ, г. Горловка

Моделирование системы кредитной линии для юридических лиц

Аннотация

Обоснована необходимость моделирования системы кредитной линии для юридических лиц. Построены диаграммы, позволяющие оптимизировать данный процесс.

I. Введение

Банковский сектор экономики является одним из наиболее быстро развивающихся секторов отечественного рынка, который значительно опережает в динамике своего развития многие другие отрасли и оказывает возрастающее влияние на экономику страны, характер и структуру потребления. В обществе кредит является такой же неотъемлемой реальностью, как в целом обмен результатами общественного труда.

Такой прогресс обоснован развитием информационных систем, в том числе объектно – ориентированного анализа. Объектно-ориентированный подход к моделированию и проектированию систем наилучшим образом подходит для решения проблем, требующих детального представления объектов реального мира и динамических отношений между ними. Объектно – ориентированный подход отображает эволюционный процесс в проектировании, эта « новая методология не является резким отступом от прошлых методов, а строится с учетом прошлого опыта» [3, с. 18]. Данную проблему в своих работах рассматривали: А.В. Леоненков [4], А.М. Вендоров [3], Д.В. Кознов, Г.Буч [1], и другие.

Актуальность темы заключается в построении диаграмм, которые позволяют проследить деятельность предприятия, облегчить и ускорить процесс выдачи кредита, а так же позволяют выделить и сконцентрировать внимание на событиях будущей программной модели.

II. Постановка задачи

Проведем анализ последовательности событий сценариев системы открытия кредитной линии для юридических лиц, на примере ПАО КБ «ПРИВАТБАНК». С этой целью построим диаграммы последовательности для основного и альтернативного сценариев деятельности. Для альтернативного потока событий оптимизируем исходную модель выдачи кредита юридическим лицам.

III. Результаты

Объектный анализ позволяет исследовать систему деятельности кредитного центра не только с целью анализа процесса открытия кредитной линии, но и для автоматизации рутинной работы по сбору и обработке информации работниками кредитного центра. Это дает возможность динамического обновления данных в публичных формах отчетности, увеличение прибыли банком за счет увеличения объема кредитных операций, организации анализа и прогнозирования деятельности банка постоянно, что крайне необходимо для управленческого персонала во время корректировки деятельности банка. Так же на основе построенной объектной модели происходит построение фрагмента программной модели.

Диаграмма последовательности определяет очередность действий, вычисляемых системой с момента начала ее деятельности до достижения цели. Автоматизация данных позволит оперативно собирать информацию, необходимую для предоставления кредитной линии, ее анализа и прогнозирования деятельности банка.

Диаграмма последовательности – это временной график «жизни» всей совокупности объектов, взаимодействующих между собой с целью достижения цели прецедента. Данная диаграмма имеет два измерения. Одно – слева направо в виде вертикальных линий, каждая из которых изображает линию жизни отдельного объекта, участвующего во взаимодействии.

Второе измерение диаграммы последовательности – вертикальная временная ось, направленная сверху вниз. Начальному моменту времени соответствует самая верхняя часть диаграммы. При этом взаимодействия объектов реализуются посредством сообщений, которые посылаются одними объектами другим. Сообщения изображаются в виде стрелок.

При этом масштаб на оси времени не указывается, поскольку диаграмма последовательности моделирует лишь временную упорядоченность взаимодействий типа «раньше-позже».

Проведенный объектный анализ функциональных особенностей деятельности системы выдачи кредита привел к построению диаграммы последовательности, представленной на рисунке 1.

Поток представленных сообщений несет определенную информацию, суть которой заключается в следующем:

  1. первичный контакт заемщика с отделением ПриватБанка (предоставление полного пакета документов);
  2. подготовка и направление служебной записки «о предварительном рассмотрении заявки клиента на кредитование»;
  3. передача служебной записки Кредитному Центру;
  4. запрос специалист Кредитного Центра полного пакета документов;
  5. анализ документов, подготовка подготовительного заключения проекта кредитования;
  6. передача подготовительного заключения на рассмотрение руководителя проекта;
  7. предоставление итогового заключения в Кредитный Комитет;
  8. передача решения, принятого на Кредитном Комитете Кредитному Центру;
  9. сообщение решения о предоставлении кредита заемщику.

Данная диаграмма включает следующие классы: «КБ ПриватБанк», «Руководитель проекта», «Кредитный Центр», « Кредитный Комитет». Однако, для виртуализации системы необходимо изменение ее структуры.

На рисунке 2 представлена диаграмма, отражающая набор объектов для оптимальной и рациональной деятельности рассматриваемой системы (в связи с этим был устранен класс «Руководитель проекта»).

Рисунок 1 – Основной поток событий «предоставление кредитной линии»

Рисунок 2 – Альтернативный поток событий «предоставление кредитной линии»

Альтернативный поток несет определенную информацию:

  1. первичный контакт заемщика с отделением ПриватБанка (предоставление полного пакета документов);
  2. подготовка и направление служебной записки «о предварительном рассмотрении заявки клиента на кредитование» и передача служебной записки Кредитному Центру;
  3. запрос специалист Кредитного Центра полного пакета документов;
  4. анализ документов, подготовка подготовительного заключения проекта кредитования;
  5. предоставление итогового заключения в Кредитный Комитет;
  6. передача решения, принятого на Кредитном Комитете Кредитному Центру;
  7. сообщение решения о предоставлении кредита заемщику.

IV. Выводы

Таким образом, диаграмма последовательности наглядно демонстрирует поток сообщений, которыми обмениваются объекты системы.

Позволяет проследить деятельность банка, усовершенствовать его организационную структуру, облегчить и ускорить процесс открытия кредитной линии, а так же позволяет выделить и сконцентрировать внимание на событиях будущей программной модели.

Литература

  1. Буч. Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: Пер. с англ. – М.: Конкорд, 1992.-519 с.
  2. Вендоров А.М. CASE технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем – М.: Издательско-торговый дом «Русская традиция», 2001.- 720с.: ил.
  3. Леоненков А.В. Объектно – ориентированный анализ и проектирование с использованием UML и IBM Rational Rose – M.: Интернет – Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, 319 с.