Каталог статей

Пескова Д.Р.

Коммерческая тайна и коррупция

Понятие коррупции затрагивается в работах различных экономических направлений. Согласно экономической теории преступления и наказания, индивид взвешивает все издержки и блага своего участия в коррупционной сделке и рационально решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем, если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом. Теория рентоориентированного поведения понимает доход от коррупции как экономическую ренту, т.е. плату за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение - усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения. Согласно институциональному подходу, коррупция - контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частных выгод. Последователи классического либерализма трактуют коррупцию, и как провал государства и как провал рынка; как «общественное антиблаго», которое наносит ущерб всем членам общества (отрицательные экстерналии). [2, c. 46]

По определению Трансперенси Интернэшнл, коррупция – это злоупотребление доверенной властью в частных интересах. В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды»[4].

Организация Объединенных наций рассматривает коррупцию как «сложное социальное, культурное и экономическое явление, затрагивающее все страны», не давая при этом более детализированного объяснения термина. Примечательно, что даже текст «Конвенции ООН против коррупции» (UNCAC) не содержит определения того, с чем призваны бороться страны-участницы. Впрочем, это объясняется тем, что феномен коррупции слишком сложен и многогранен, чтобы можно было дать всеобъемлющее и в то же время достаточное подробное определение.

Принятый в 2004 году закон «О коммерческой тайне» позволяет фирмам охранять в режиме коммерческой тайны достаточно широкий круг сведений коммерческого и организационного и иного характера, признанного владельцем информации коммерчески ценными.

Экономический анализ коррупционных взаимоотношений субъектов неумолимо требует рассмотрения института коммерческой тайны как легального маскирования сокрытия различного рода информации.

Актуальность исследуемой проблемы диктуется современной ситуацией в экономике и обществе, когда в условиях мирового финансового кризиса все большее распространение получают теневые формы ведения бизнеса, и проверенные временем факты, когда еще 2003 году Трансперенси Интернэшнл в очередном докладе о состоянии коррупции включила раздел о доступности информации. Коррупция ведет к сокрытию информации от граждан страны (государственная коррупция), акционеров (коммерческая коррупция) и избирателей (политическая коррупция). Но в тоже время актуальна и обратная зависимость: институт сокрытия информации защищает от обнародования и коммерчески ценные сведения, и информацию теневого содержания.[2, c. 47] Разглашение чиновником коммерческой тайны, ставшей ему известной в процессе осуществления властных полномочий, является формой коррупции.

Ряд работ западных экономистов касается рассматриваемой проблемы.

В работе «Коррупция и открытость» сотрудников кафедры экономической теории Иерусалимского университета З. Ниман и М. Пасерман [6] показано, что соотношение «уровень коррупции/экономическое благосостояние» зависит от степени открытости информации в этой стране. В странах с открытой экономикой показатели индекс коррупции и количество ВВП на чел. обратно зависимы. В государствах с ограниченной открытостью подобной пропорциональности не прослеживается.

Высокий уровень коррупции отпугивает потенциальных инвесторов. Однако и наоборот высокая степень привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций негативно сказывается на уровне коррупции. Этот вывод сделан в статье «Ограничивает ли коррупцию открытость страны? Влияние прямых иностранных инвестиций» [7]. Статистические расчеты на примере нескольких стран за период с 1981 по 2000 гг. показали, что воздействие вливаний иностранного капитала на сокращение коррупции значительно выше, чем подобные же отношения между объемом внешней торговли и коррупцией, и даже чем ужесточение санкций за преступления, связанные с коррупционными деяниями.

Исследования связи коммерческой тайны и коррупции проводились и в России [3]. Проведенное исследование позволило получить количественные и качественные характеристики существующего состояния дел по применению коммерческой тайны, а также показало, какие меры могут значительно повысить эффективность этого института.

По мнению большинства экспертов, главное положительное свойство коммерческой тайны заключается в том, что она позволяет увеличивать прибыль. В то же время ни предприниматели, ни представители органов государственного управления не видят в коммерческой тайне важнейшего инструмента НТП, модернизации и обеспечения инновационной направленности развития экономики. Действительно, цель предпринимательской деятельности – максимизация прибыли, однако именно инновационные конкурентоспособные технологии, которые зачастую и являются объектом коммерческой тайны, во многих случаях становятся наиболее устойчивым и долгосрочным источником прибыли. Коммерческая тайна проявляет свои положительные свойства как инструмент инновационного развития в развитых экономиках, а в переходных и развивающихся экономических системах получает искаженную форму и даже является благодатной почвой для теневой экономики, о чем и свидетельствует наше исследование.

В качестве основного отрицательного свойства использования ком-мерческой тайны эксперты отметили вероятность сокрытия теневых схем ведения предпринимательской деятельности.

Большинство исследователей приходят к выводу, что информационная закрытость частного и государственного секторов, нерешенность проблем регулирования обращения коммерческой тайны, границ ее распространения, гарантий защиты приводят к искаженному пониманию цели существования института коммерческой тайны. Коррупция играет одну из ключевых ролей в провоцировании информационной закрытости деятельности недобросовестных хозяйственных субъектов, в том числе и под маской коммерческой тайны. Коммерческая тайна в сознании общества начинает ассоциироваться с коррупционными схемами, теневой и криминальной деятельностью. Это приводит к отторжению добросовестным предпринимательским сообществом применения коммерческой тайны, хотя она является важным фактором конкурентоспособности и призвана обеспечить своему собственнику рыночное преимущество. Одним из приоритетов государственной экономической политики в области поддержки предпринимательства должно стать формирование эффективных механизмов определения границ коммерческой тайны.

Литература

  1. Пескова Д.Р. Двойственная природа коммерческой тайны – СПб.: Недра, 2009. – 96 с.
  2. Теневая экономика: учебное пособие / сост. Д.Р. Пескова. – Уфа: РИО БАГСУ, 2010. – 92 с.
  3. Пескова Д.Р. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности. – Уфа: РИО БАГСУ, 2011. – 28 с.
  4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
  5. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ.
  6. Zvika Neeman, M. D. Paserman Corruption and Openness Discussion Paper # 353, March: ">[сылка более недоступна}
  7. Larrain B., Felipe, Tavares, Jose Can Openness Deter Corruption? The Role of Foreign Direct Investment ">[сылка более недоступна}