Каталог статей |
Иващенко Е.А., Губерная Г.К. Государственная институционализация инновационной деятельности в УкраинеВ настоящее время в научных и бизнес-кругах наблюдается рост внимания к инновационной политики. И это не случайно, ведь темпы развития национальной экономики в современных условиях определяются инновационной активностью. К сожалению, чрезмерное внимание к инновационным процессам только мешают их имплементированию вследствие нарастания бюрократических процедур, которые должны якобы помогать инновациям. Но наблюдается противоположный эффект: т.н. «затаскивание» самих инноваций. В результате, «инновационные» лозунги государства превращаются в удачную (с точки зрения государства) пиар-компанию. В современных условиях требуется принципиально иная институционализация инновационных процессов – четкая их организация, а также их планирование, контролирование, страхование, аккумуляция ресурсов и т.д. В свою очередь, неиституционализированное инновационное поле остается полем благих пожеланий, нестабильности и правового нигилизма. Несмотря на то, что проблемам инноваций посвящено немало работ, изучение вопросов формирования современной концепции развития инновационных процессов имеет достаточно расходящийся и несистемный характер. В условиях усиления роли институтов в жизни организованного общества теория инноваций в решающей степени формируется под влиянием институционализма, направленного на преодоление существующих сопротивлений инновациям. Компонентами общественного механизма сопротивления инновациям в Украине являются [1], [2], [3]:
Для преодоления данного сопротивления в рамках институционализации возможно использование двух направлений:
Эффективное взаимодействие данных направлений позволит реализовать модель социума, в котором функционирует «Тройная спираль» (наука-власть-бизнес). Для имплементации такой цели необходимо использование (создание) институтов, структур и механизмов следующих уровней: I. Межгосударственный (договора, соглашения, еврорегионы, трансграничные высокотехнологические кластеры); II. Национальный (национальная инновационная система); III. Межрегиональный (Национальная академия наук и Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Центры госинноваций, кластеры) IV. Региональный (соглашения региона с Кабинетом министров Украины, кластеры, технологические районы, аналитические центры); V. Локальный. В рамках государственной (национальной) институционализации автором предлагается создание нового института, основными направлениями работы которого будут являться теоретическая, опытно-разработческая и учетная политики. Данный институт (назовем его Теоретическое, Опытно-Разработческое и уЧетное Ведомство по Управлению Достижениями (ТОРЧВУД), исходя из его функций):
Таким образом, создание государственного института по модели ТОРЧВУДа приведет к синергетическому эффекту от внедрения инноваций. Разрабатываясь и в скором времени внедряясь в одной из сфер экономической деятельности данная инновация распространится и в других сферах, тем самым закладывая основу для дальнейшего роста экономики государства, основываясь на синергии от внедрения. Локальные организационные структуры представлены:
Таким образом, реализовав вышеназванные цели и задачи институционализации инновационных процессов, можно их превратить в довольно легкоорганизуемую политику имплементации трансформации первоначальной идеи в результат. Охватывая управления инновационной сферой с экономической, организационной, нормативной, технологической и социокультурной позиций, институционализация способствует созданию комплексной системы развития экономики на качественно новом уровне и повышению конкурентоспособности на мировом рынке. Использованная литература
|