Каталог статей | ||||||||||||||||||||
Чернышева С. В., Баранова А.Ю., Еготинцева Е.М. Проблемы государственного регулирования уровня жизни и социальной защиты населенияОдной из основных функций государства является регулирование социального развития населения и поддержания его на надлежащем уровне. Ведь именно повышение уровня жизни населения является той движущей силой, которая увеличивает экономические показатели Украины до уровня развитых стран. Одним из инструментов в государственном регулировании является социальная политика, представляющая собой комплекс мер по обеспечению социальной справедливости, созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества, устранению отрицательного влияния рыночных процессов, и социальной защите населения страны. Под социальной защитой понимают систему мероприятий, которые осуществляются обществом и его различными структурами с целью обеспечения гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживания дееспособности человека. Так, государственными методами социальной защиты и повышения уровня жизни населения являются:
Изучением проблем в сфере социальной политики занимались такие ученые, как Ключевська М., Коваленко И., Воронецкая И., Новикова Т., Меленюк В., Бидак В., Кошнякова А., Залуцкая О и другие. В их работах рассмотрены основные принципы реализации методов социальной политики и предложены способы решения возникших проблем на абстрактном уровне. Однако, не определены основные показатели социально-эконмического потенциала, недостаточно полно сформулированы требования к реформации методов регулирования в социальной сфере. Следовательно, остается актуальной проблема более глубокого изучения перспектив социальной политики и проведения социальных реформ. Исследование данной проблемы требует решения следующих задач:
Современная социальная политика регулируется органами государственной власти и государственными организациями (государственное регулирование), а также частными компаниями (негосударственное регулирование), и руководствуется множеством законодательных актов. Так, например, государственную политику в сфере социальной защиты и социального обеспечения определяют около тридцати законодательных актов, среди которых основное место занимают законы Украины, указы Президента и постановления Кабинета Министров. Кроме внутренних правовых норм, социальная политика регулируется и международным законодательством, что должно обеспечивать социальные гарантии населению на международном уровне. Основной проблемой в развитии стандартов социального обеспечения до уровня экономических стран является недостаточная осведомленность населения – недостаточное знание своих прав и, как следствие, неспособность их защищать. Следовательно, необходимым условием социальной защиты является свободная информатизация общества и выполнение действующего законодательства. Для выполнения действующих законов, указов, постановлений и распоряжений, необходимо обеспечить их выполнимость. Так, отдельные статьи Конституции Украины содержат положения, закрепляющие целый комплекс общепризнанных социальных прав человека и специфических социальных гарантий со стороны государства:
«Однако не все положения Конституции Украины гарантируют безусловное применение определенных механизмов социальной защиты или социального обеспечения за счет государства. Целесообразнее становится рассматривать (толковать) их, исходя из разделения на обязательства государства и возможности граждан. Под обязательствами государства в этом случае подразумеваются гарантии государства относительно реализации базовых социальных прав человека, а под возможностями граждан – права граждан на то, чтобы по собственному желанию воспользоваться льготами или иными механизмами социальной защиты, или иметь доступ к специальным государственным программам, которые финансируются на средства государственного или местных бюджетов» [1, с. 17]. Если рассматривать уровень жизни с экономической точки зрения, то наиболее приемлемым показателем для сравнительного анализа является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – интегральный показатель. ИРЧП рассчитывается ежегодно для сравнения и измерения уровня жизни граждан различных стран, уровня грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития на очень высокий, высокий, средний и низкий уровень. Возьмем для сравнения Украину, Индию и Турцию как страны с высоким показателем ВВП, но контрастным показателем ИРЧП (табл. 1). Таблица 1 – Сравнительная таблица рейтингов по ИРЧП (2010 год)
На современном этапе развития Украины основными целями социальной политики является:
Сравнивая экономические показатели и индексы потенциала человеческого развития, можно сделать вывод, что социальный уровень Украины имеет необходимые условия для развития. Однако, развитие уровня жизни населения Украины сдерживается самим сознанием граждан вследствие резкого перехода страны к рыночным отношениям («купи-перепродай»). Новизна работы заключается в раскрытии социального потенциала человека с целью разработок эффективных методик решения проблем государственного регулирования в сфере социального развития населения. Итак, Украина имеет достаточно высокий социальный потенциал, который необходимо развивать, что послужит реальному экономическому росту страны и улучшит ее позиции на мировом рынке. Одним из рычагов воздействия на социальный потенциал является государственное регулирование, осуществляемое социальной политикой. Главными условиями для достижения целей и выполнения функций социальной политики государства являются соблюдение моральных норм и выполнение действующего законодательства. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
|