Каталог статей

Миклашевич Н.А.

Нововведения в правилах Инкотермс. Инкотермс 2010

Международная торговая палата – Всемирная организация бизнеса (ICC) объявила о выпуске новой редакции Правил использования национальных и международных торговых терминов Инкотермс 2010. Новые правила вступили в силу 1 января 2011 года.

Инкотермс – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. Сфера действия Инкотермс распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров. Каждый термин представляет собой аббревиатуру из трех букв.

Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах.

Целью написания статьи является изучение нововведений в международных правилах Инкотермс для дальнейшего понимания сферы действия правил, их особенности.

Как показывает практика, большинство участников ВЭД неверно представляют юридическую природу Инкотермс, его значение и последствия применения того или иного термина. Допускаются нелепые ошибки, которые приводят не только к спору со своим зарубежным партнером, но влекут со стороны контролирующих органов серьезные санкции за нарушение налогового, таможенного и валютного законодательства.

Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как «Инкотермс 1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, и в настоящее время в 2010 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли.

Следует подчеркнуть, что сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются «материальные товары», исключая «нематериальные товары», такие как компьютерное программное обеспечение).

Наиболее часто в практике встречаются два варианта неправильного понимания Инкотермс. Первым является неправильное понимание Инкотермс как имеющих большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи. Вторым является иногда неправильное представление о том, что они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.

Как всегда подчеркивалось Международной торговой палатой, Инкотермс имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах.

В то время, как экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи — где необходим не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки, страхования и финансирования — Инкотермс относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи.

В Инкотермс 1990 условия были для облегчения понимания сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу: начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца («E» — термин — EX WORKS); далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем («F» — термины — FCA, FAS и FOB); далее «C» — термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, «D» — термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP). Следующая таблица представляет собой классификацию торговых терминов с последними изменениями.

Таблица 1 – Классификация торговых терминов Инкотермс

Категория E

Отгрузка

EXW

любые виды

транспорта

EX Works ( ... named place)

Франко завод ( ...название места)

Категория F

Основная перевозка не оплачена продавцом

FCA

любые виды

транспорта

Free Carrier (...named place)

Франко перевозчик (...название места)

FAS

морской и

внутренний

водный транспорт

Free Alongside Ship (... named port of shipment)

Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)

FOB

морской и

внутренний

водный транспорт

Free On Board (... named port of shipment)

Франко борт (... название порта отгрузки)

Категория C

Основная перевозка оплачена продавцом

CFR

морской и

внутренний

водный транспорт

Cost and Freight (... named port of destination)

Стоимость и фрахт (... название порта назначения)

CIF

морской и

внутренний

водный транспорт

Cost, Insurance and Freight (... named port of destination)

Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)

CIP

любые виды

транспорта

Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination)

Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)

CPT

любые виды

транспорта

Carriage Paid To (... named place of destination)

Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)

Категория D

Доставка

DAT

любые виды

транспорта

Delivered At Terminal (... named terminal of destination)

Поставка на терминале (... название терминала)

DAP

любые виды

транспорта

Delivered At Piont (... named point of destination)

Поставка в пункте (... название пункта)

DDP

любые виды

транспорта

Delivered Duty Paid (... named place of destination)

Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

DDU

любые виды

транспорта

Исключен из Инкотермс 2010

Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)

Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)

DAF

любые виды

транспорта

Исключен из Инкотермс 2010

Delivered At Frontier (... named place)

Поставка до границы (... название места поставки)

DEQ

любые виды

транспорта

Исключен из Инкотермс 2010

Delivered Ex Quay (... named port of destination)

Поставка с пристани (... название порта назначения)

DES

любые виды

транспорта

Исключен из Инкотермс 2010

Delivered Ex Ship (... named port of destination)

Поставка с судна (... название порта назначения)

Новое издание Инкотермс 2010 наиболее полно и точно отражает в себе торговую практику последнего десятилетия и содержит в себе ряд нововведений:

общее количество терминов сокращено с 13 до 11, при этом 2 из них – абсолютно новые; новая структура правил Инкотермс – 2 группы терминов (в Инкотермс 2000 было 4 группы): термины, используемые при перевозке любыми видами транспорта; термины, используемые при морской и внутренней водной перевозке.

Кроме того, введены два новых термина: DAT (Поставка на терминале); DAP (Поставка в пункте), заменяющие термины DDU(Поставка без оплаты пошлин), DAF(Поставка на границе), DEQ(Поставка с причала), DES(Поставка с судна); дополнения к терминам FOB, CFR и CIF.

Вопросы безопасности грузов максимально возможно освещены с учетом различия правовых систем; введение к каждому термину новых правил позволяет его пользователям точно выбрать корректный термин для торгового контракта; учтены требования современного контейнерного транспорта.

Сфера действия Инкотермс 2010 распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

Инкотермс 2010 – самая последняя редакция международных стандартных правил по растолкованию наиболее часто используемых условий в области внешней торговли.

В заключении можно сказать, что Инкотермс 2010 будет очень хорошо принят торговлей. Тем не менее, как и с любыми изменениями, будет необходима работа с торговыми компаниями, чтобы быть уверенными, что они готовы к этим изменениям и сделали необходимые правки в их типовых контрактах. Если эта работа не будет сделана, то это будет потенциальная тема для дискуссий.

Список использованной литературы

  1. [сылка более недоступна}
  2. Харьковская торгово-промышленная палата [сылка более недоступна}
  3. Актуальное законодательство Украины [сылка более недоступна}