Каталог статей

К.э.н. Пичугина Ю.В.
Одесский национальный университет им.И.И.Мечникова, Украина

Оценка проблем эффективного освоения транзитного потенциала Украины

Становление Украины как независимого государства, реформирование внутреннего блока, и, следовательно, развитие внешних связей державы немало зависят от ее транспортно-географического положения и эффективной, налаженной транспортной системы. Сегодня на рынке транспортных услуг сложилась ситуация, когда спрос превышает предложение, что создает условия жесткой конкуренции между странами с целью привлечения транзитных потоков на свою территорию.

В этом смысле Украина является крупной транзитной страной, у которой есть хорошие возможности стать надежным мостом между странами Евросоюза и странами Центральной Азии и Востока. Для Украины привлечение транзитных грузов должно способствовать пополнению бюджета. Также поступления от транзитных грузов должны привести к уменьшению дефицита платежного баланса, что особенно актуально для Украины, когда импорт товаров превышает экспорт.

В ходе анализа политики конкурирующих государств за привлечение транзитных потоков определены основные причины, которые должны способствовать увеличению грузопотоков через территорию Украины:

1. Отличное транзитное положение страны, которая находится на перекрестке основных торговых путей.

2. Транспограничность - имеет наидлиннейшие границы среди европейских стран.

3. Наличие многочисленности стран-соседей. Поскольку в стоимости продукта значительную роль играет транспортная составляющая, естественно, выгоднее налаживать связи с соседями, уменьшая тем самым транспортные расходы и увеличивая прибыль.

4. Развитая транспортная система. Например, в Украине создана мощная трубопроводная система. Пропускная способность газотранспортной системы Украины на входе составляет 288 млрд. м3., на выходе - 178 млрд. м3., в т.ч. 142 млрд. м3. для стран Центральной и Западной Европы. По своей пропускной способности и протяженности газотранспортная система Украины занимает второе (после российской) место в мире. Длина железнодорожной сети общего пользования в 2008 году составила 21654,7 км. Сеть автомобильных дорог общего пользования в 2008 году составила 169501,6 км. [2].

5. Наличие незамерзающих портов. Одним из важнейших, имеющих геоэкономическое значение для Украины, является транзитный ресурс Черного моря. Портовая система Украины задумывалась как морские ворота Советского Союза, и после его распада унаследовала от СССР развитый морехозяйственный комплекс, включающий несколько пароходств и портовую инфраструктуру (20 морских торговых портов и около 10 рыбных). 20 морских торговых портов страны способны перерабатывать 150 млн. т. грузов в год, в т.ч. порты Дунайского бассейна - 26,9 млн. т., Черноморского бассейна - 104 млн. т., Азовского - 18,7 млн. т. В пятерку крупнейших портов страны входят Одесский, Ильичевский, Южный, Феодосийский и Мариупольский порты, которые имеют доход свыше 100 млн. грн. в год каждый. 78,4 % объема морского грузооборота в Украине приходится на долю: Одесского, Ильичевского, Южного, Измаильского и Мариупольского [1].

Тем не менее не смотря на свой потенциал, транзит грузов в Украине сокращается. Так, падению объема транзита через территорию Украины в 2008 г. послужило уменьшение транзита трубопроводом (в основном российского газа). По сравнению с 2007 годом данный объем транзита уменьшился на 56304,42 тыс.т. Одной из причин можно назвать то, что Российская Федерация осуществляет реализацию проектов, которые позволят поставлять газ в Европу и Турцию в обход Украины (Ямал - Европа, «Голубой поток»). По словам правительства РФ данный шаг аргументирован «необходимостью увеличения объемов поставки газа и ненадежностью украинской газотранспортной системы» [3]. В этой связи для Украины перспективным является расширение газопроводов в сторону Балканских стран и Турции.

Что касается морского транспорта, то у него объем транзита в 2008г практически достиг показателей 2005 года, после резкого падения в 2006 г. Тем не менее нужно констатировать, что процент использования отечественного морского транспорта в перевозке транзита очень низкий. Это связано в первую очередь с тем, что в Украине отечественный контейнерный флот на перевозках через украинские порты уже почти не используется. При всем уважении к иностранным компаниям, их прекрасному сервису, следует упомянуть, что только самые отсталые страны мира отдают на откуп иностранцам все перевозки через свои порты. Обычно схемы, применяемые в развитых морских странах для перевозки линейных грузов, выглядят так: 50 % — своим тоннажем, 50 — иностранным [1].

Из-за несогласованных действий служб железной дороги и портов массовыми стали задержки грузов на подходах к морским портам. Высокая степень износа портовых сооружений и технического оборудования существенно уменьшает скорость и качество переработки грузов. Ставки портовых сборов в Украине более высокие, чем в Новороссийске, в портах Турции и Израиля, составляющих конкуренцию Украине. Плата за судозаход контейнеровоза в порты Одесса и Ильичевск в 2—3 раза выше, чем в большинстве европейских портов. Зачастую из-за этого грузовладелец меняет порт переработки.

Еще одним фактором, мешающим реализации транзитного потенциала Украины, являются жесткие мероприятия и процедуры таможенного контроля. Процедура контрольно-проверочных операций и механизм оформления документов на транзитные грузы неупорядочена и очень длительна, что приводит к необоснованным задержкам грузов. Стоит отметить, что время на контроль, затрачиваемое таможней и всеми смежными службами, в пять раз превышает время, которое тратится аналогичными службами в западных странах.

Обобщив вышесказанное можно выделить основные причины, мешающие реализации транзитного потенциала Украины:

  • непродуманная тарифная политика государства;
  • потеря отечественного контейнерного флота;
  • качество автодорог, железнодорожного полотна низкое, а дорожная инфраструктура не развита;
  • контрольный аппарат очень громоздкий, вследствие чего возникают простои груза;
  • органы местного самоуправления взимают дополнительные сборы;
  • отсутствие специализированного научного учреждения, занимающегося разработкой мероприятий для привлечения транзита.

В последние годы много сделано для обеспечения выверенной, гибкой тарифной политики. Это дает результаты, но необходимо дифференцированно подходить к снижению тарифов и цен, чтобы занять достойное место на рынке транспортных услуг.

Обработка транзита, а тем более контейнеров с транзитом, такой вид деятельности, к которому нельзя подходить с теми же мерками, что и к переработке, например, украинского экспортного металла. Новое мышление всех, имеющих отношение к транзиту, осознание исключительной важности (общегосударственной) этой работы, твердая уверенность в ее перспективности — слагаемые успеха.

Необходимо отметить, что наша страна обладает наивысшим в Европе коэффициентом транзитности, по данным британского института Рендел, этот показатель составляет 3,75 % (для сравнения: коэффициент транзитности географически удачно расположенной Польши - 2,92 %). Но, благодаря грамотному использованию своего территориального расположения, Польша от транзита ежегодно получает до 4 млрд. $ и постоянно наращивает свою транспортную привлекательность, в то время как Украина со своей широкой сетью железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, паромных переправ, способных перерабатывать грузы любой номенклатуры, с каждым годом теряет старые и едва привлекает новые грузопотоки [4].

Ориентация Украины на европейскую интеграцию, рыночные трансформации, а также ее вхождение в мировое сообщество - все это, безусловно, требует модернизации сложного транспортного комплекса страны, решения серьезных вопросов, связанных с обеспечением конкурентоспособности национального транспортного хозяйства.

Литература

  1. Пичугина Ю.В. Морская транспортно - экспедиторская деятельность (проблемы повышения экономической эффективности). Монография. – Одесса: Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, 2007. - 293с.
  2. Транспорт. Шляхи сполучення [ Електронний ресурс] // Державний комітет статистики України. Статистична інформація. – Режим доступу до журн.: [сылка более недоступна}
  3. Порты Украины [Электронный ресурс]. // Україна транспортна. Морський і річковий комплекс України 2007. - Режим доступа: [сылка более недоступна}
  4. Корчемкин М. Украинский транзит. А есть ли альтернатива? [Электронный ресурс] /М.Корчемкин // Зеркало недели. – 2009. - № 1. – Режим доступа: [сылка более недоступна}