Каталог статей |
К.э.н. Пичугина Ю.В.
Оценка проблем эффективного освоения транзитного потенциала УкраиныСтановление Украины как независимого государства, реформирование внутреннего блока, и, следовательно, развитие внешних связей державы немало зависят от ее транспортно-географического положения и эффективной, налаженной транспортной системы. Сегодня на рынке транспортных услуг сложилась ситуация, когда спрос превышает предложение, что создает условия жесткой конкуренции между странами с целью привлечения транзитных потоков на свою территорию. В этом смысле Украина является крупной транзитной страной, у которой есть хорошие возможности стать надежным мостом между странами Евросоюза и странами Центральной Азии и Востока. Для Украины привлечение транзитных грузов должно способствовать пополнению бюджета. Также поступления от транзитных грузов должны привести к уменьшению дефицита платежного баланса, что особенно актуально для Украины, когда импорт товаров превышает экспорт. В ходе анализа политики конкурирующих государств за привлечение транзитных потоков определены основные причины, которые должны способствовать увеличению грузопотоков через территорию Украины: 1. Отличное транзитное положение страны, которая находится на перекрестке основных торговых путей. 2. Транспограничность - имеет наидлиннейшие границы среди европейских стран. 3. Наличие многочисленности стран-соседей. Поскольку в стоимости продукта значительную роль играет транспортная составляющая, естественно, выгоднее налаживать связи с соседями, уменьшая тем самым транспортные расходы и увеличивая прибыль. 4. Развитая транспортная система. Например, в Украине создана мощная трубопроводная система. Пропускная способность газотранспортной системы Украины на входе составляет 288 млрд. м3., на выходе - 178 млрд. м3., в т.ч. 142 млрд. м3. для стран Центральной и Западной Европы. По своей пропускной способности и протяженности газотранспортная система Украины занимает второе (после российской) место в мире. Длина железнодорожной сети общего пользования в 2008 году составила 21654,7 км. Сеть автомобильных дорог общего пользования в 2008 году составила 169501,6 км. [2]. 5. Наличие незамерзающих портов. Одним из важнейших, имеющих геоэкономическое значение для Украины, является транзитный ресурс Черного моря. Портовая система Украины задумывалась как морские ворота Советского Союза, и после его распада унаследовала от СССР развитый морехозяйственный комплекс, включающий несколько пароходств и портовую инфраструктуру (20 морских торговых портов и около 10 рыбных). 20 морских торговых портов страны способны перерабатывать 150 млн. т. грузов в год, в т.ч. порты Дунайского бассейна - 26,9 млн. т., Черноморского бассейна - 104 млн. т., Азовского - 18,7 млн. т. В пятерку крупнейших портов страны входят Одесский, Ильичевский, Южный, Феодосийский и Мариупольский порты, которые имеют доход свыше 100 млн. грн. в год каждый. 78,4 % объема морского грузооборота в Украине приходится на долю: Одесского, Ильичевского, Южного, Измаильского и Мариупольского [1]. Тем не менее не смотря на свой потенциал, транзит грузов в Украине сокращается. Так, падению объема транзита через территорию Украины в 2008 г. послужило уменьшение транзита трубопроводом (в основном российского газа). По сравнению с 2007 годом данный объем транзита уменьшился на 56304,42 тыс.т. Одной из причин можно назвать то, что Российская Федерация осуществляет реализацию проектов, которые позволят поставлять газ в Европу и Турцию в обход Украины (Ямал - Европа, «Голубой поток»). По словам правительства РФ данный шаг аргументирован «необходимостью увеличения объемов поставки газа и ненадежностью украинской газотранспортной системы» [3]. В этой связи для Украины перспективным является расширение газопроводов в сторону Балканских стран и Турции. Что касается морского транспорта, то у него объем транзита в 2008г практически достиг показателей 2005 года, после резкого падения в 2006 г. Тем не менее нужно констатировать, что процент использования отечественного морского транспорта в перевозке транзита очень низкий. Это связано в первую очередь с тем, что в Украине отечественный контейнерный флот на перевозках через украинские порты уже почти не используется. При всем уважении к иностранным компаниям, их прекрасному сервису, следует упомянуть, что только самые отсталые страны мира отдают на откуп иностранцам все перевозки через свои порты. Обычно схемы, применяемые в развитых морских странах для перевозки линейных грузов, выглядят так: 50 % — своим тоннажем, 50 — иностранным [1]. Из-за несогласованных действий служб железной дороги и портов массовыми стали задержки грузов на подходах к морским портам. Высокая степень износа портовых сооружений и технического оборудования существенно уменьшает скорость и качество переработки грузов. Ставки портовых сборов в Украине более высокие, чем в Новороссийске, в портах Турции и Израиля, составляющих конкуренцию Украине. Плата за судозаход контейнеровоза в порты Одесса и Ильичевск в 2—3 раза выше, чем в большинстве европейских портов. Зачастую из-за этого грузовладелец меняет порт переработки. Еще одним фактором, мешающим реализации транзитного потенциала Украины, являются жесткие мероприятия и процедуры таможенного контроля. Процедура контрольно-проверочных операций и механизм оформления документов на транзитные грузы неупорядочена и очень длительна, что приводит к необоснованным задержкам грузов. Стоит отметить, что время на контроль, затрачиваемое таможней и всеми смежными службами, в пять раз превышает время, которое тратится аналогичными службами в западных странах. Обобщив вышесказанное можно выделить основные причины, мешающие реализации транзитного потенциала Украины:
В последние годы много сделано для обеспечения выверенной, гибкой тарифной политики. Это дает результаты, но необходимо дифференцированно подходить к снижению тарифов и цен, чтобы занять достойное место на рынке транспортных услуг. Обработка транзита, а тем более контейнеров с транзитом, такой вид деятельности, к которому нельзя подходить с теми же мерками, что и к переработке, например, украинского экспортного металла. Новое мышление всех, имеющих отношение к транзиту, осознание исключительной важности (общегосударственной) этой работы, твердая уверенность в ее перспективности — слагаемые успеха. Необходимо отметить, что наша страна обладает наивысшим в Европе коэффициентом транзитности, по данным британского института Рендел, этот показатель составляет 3,75 % (для сравнения: коэффициент транзитности географически удачно расположенной Польши - 2,92 %). Но, благодаря грамотному использованию своего территориального расположения, Польша от транзита ежегодно получает до 4 млрд. $ и постоянно наращивает свою транспортную привлекательность, в то время как Украина со своей широкой сетью железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, паромных переправ, способных перерабатывать грузы любой номенклатуры, с каждым годом теряет старые и едва привлекает новые грузопотоки [4]. Ориентация Украины на европейскую интеграцию, рыночные трансформации, а также ее вхождение в мировое сообщество - все это, безусловно, требует модернизации сложного транспортного комплекса страны, решения серьезных вопросов, связанных с обеспечением конкурентоспособности национального транспортного хозяйства. Литература
|