Каталог статей |
Колос А.В. Внешнеторговая политика: методы регулирования международной торговлиВ современных условиях национальная экономика становится всё более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического и, в частности внешнеторгового регулирования. Поэтому внешнеторговая политика остаётся одним из самых основных направлений государственного регулирования экономики, что является актуальным вопросом в данный момент. Подтверждение этому мы находим в трудах известных русских экономистов-финансистов: М.Н.Соболева, С. Ш Гулишамбарова, А. Н; Гурьева; И. Я. Загорского; Д.И. Менделеева, М. X. Рейтерн Биографический очерк. Спб., 1910, с. 121., И. С. Ладыженского, Покровского, Шванебаха, Л.В. Тенгоборского и др [1]. Целью данной статьи является рассмотрение внешнеторговой политики и методов регулирования международной торговли для достижения в мировом хозяйстве более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Свобода торговли - политика минимального вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Идея свободной торговли исходит из необходимости ликвидации различных таможенных и тарифных барьеров на пути движения товаров между странами. Аргументы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, показывающем выгоды от либерализации торговли, как для отдельных стран, так и для всего мирового хозяйства. Благодаря политике свободной торговли стимулируется конкуренция, в свою очередь, возросшая конкуренция заставляет производителя переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками, повышать качество продукции, используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Однако государства, несмотря на то, что за последние годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по либерализации международной торговли, всё же придерживаются политики протекционизма. Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путём использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики [2]. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
Инструменты государственного регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии демпинг и т.д.) [3]. Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40—50% в конце 40-х гг. до 4—5% в настоящее время, а в результате реализации соглашений «уругвайского» раунда переговоров ГАТТ он должен составить около 3%. Таможенный тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Украины при ввозе продукта на таможенную территорию страны или вывозе продукта с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Взимают таможенную пошлину таможенные органы, на основании законодательства в соответствии с Законом о едином таможенном тарифе. В Украине таможенные пошлины можно разделить на три основные группы: ставка выраженная в процентном отношении от стоимости товара, так называемая адвалорная ставка; фиксированная ставка за одну единицу измерения (вес, штука, иное) перевозимого товара, так называемая специфическая ставка; и комбинированная, что является комбинацией вышеперечисленных способов исчислений ставок. Нетарифное регулирование международной торговли может осуществляться при помощи различных финансовых методов торговой политики. Наиболее распространёнными среди них являются - субсидии, кредитование и демпинг. Можно сделать вывод, что степень воздействия государства на международную торговлю при помощи нетарифных торговых ограничений довольно велика в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений, их уже не менее пятидесяти. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределённость в международной торговле [5]. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед Всемирной торговой организацией, является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты) [4]. Литература
|