Книжка Л.А., научный
руководитель: Свинаренко Т.И.
Донецкий Национальный Университет Экономики и Торговли имени Михаила
Туган – Барановского, Украина
Теневая экономика в Украине: причины и методы борьбы с ней
На протяжении веков все страны мира ведут бесконечную
борьбу с теневой экономикой, исследуя причины её возникновения и применяя
различные методы для борьбы с ней. И все же мировой опыт свидетельствует о её
существовании. Как общественное явление теневая экономика присуща всем странам
независимо от модели и уровня социально-экономического развития. Практика
показывает, что пока будет существовать государственная форма организации
общественной жизни, а государство, в той или иной правовой форме, будет влиять
на экономическое развитие путем реализации бюджетной, налоговой,
денежно-кредитной, валютной политики, до тех пор будет сохраняться и теневая
экономика. Существенно может изменяться только ее удельный вес, роль, которую
она играет в общественной жизни, а также механизм ее взаимодействия с легальной
экономикой. Следовательно, теневая
экономическая деятельность и методы борьбы с ней являются актуальнейшими проблемами
современного общества [1].
Исследованием данной проблемы занимались многие
научные деятели, среди которых можно выделить следующих: В. Вишневский, Е. Воробьёв, Б. Тимченко, А. Булатова и др.
Теневая экономическая деятельность - сложное и
многогранное явление, которое в любых общественно-политических условиях
существует и развивается. Она выступает как следствие наличия государственного
контроля в экономической сфере. Также следует заметить, что резкий рост интереса к
проблеме теневой экономики совпадает, как правило, по времени с кризисными
тенденциями или затяжным экономическим спадом в ряде стран, в том числе и
экономически развитых.
Теневая экономика в Украине - это не отдельное
явление, а результат системного кризиса экономики. При переходе от
социалистических форм организации экономики к рыночным формам, произошла
реструктуризация теневого сектора экономики, его масштабное развитие. Теневая
экономика в Украине имеет существенное распространение во всех сферах
экономической деятельности. Наиболее коррумпированными являются учреждения и
организации Госавтоинспекции, таможни, милиции и налоговой инспекции [2].
Теневая экономика в сочетании с организованной
преступностью и коррупцией представляют угрозу для экономической и национальной
безопасности государства. Поэтому сложившийся в Украине теневой сектор экономики
требует глубоких и комплексных научных исследований. Значительной проблемой,
которая осложняет исследования теневой экономики, является полное отсутствие
информационно-статистических данных [2].
По результатам экономических исследований выделены
три группы факторов, способствующих развитию теневого сектора в экономике
(рис.1)
Рис.1 Факторы, способствующие развитию теневого сектора в экономике [3]
По моему мнению, одной из главных причин
возникновения теневой экономики является высокий уровень налогообложения, а
следовательно уклонение от налогообложения, которое проявляется в:
- намеренном снижении в отчетности суммы
заработной платы, которая фактически выплачена. 90 - 100% сотрудников
предпринимательских структур получают часть зарплаты по ведомости, а остальное
- без оформления бухгалтерской документации. Почти 100% исполнителей временных
работ не заключают договора найма и получают оплату без оформления. В целом в
предпринимательских структурах зарплата, которая отражается в бухгалтерском
учете, составляет не более 30% от фактически выплаченной;
- сокрытии выручки. Отмечено, что внедрение на
предприятиях розничной торговли кассовых аппаратов осложнило, но не
ликвидировало возможности сокрытия выручки от реализации товара. Согласно
экспертным оценкам в магазинах, где установлены кассовые аппараты, не учитывается
более 20% выручки. Размеры сокрытия выручки зависят от номенклатуры товаров,
которые реализуются, и их поставщиков. К таким, прежде всего, относятся
продукты повседневного спроса: хлеб и хлебобулочные изделия, молочная
продукция, масло растительное и прочее;
- занижении суммы прибыли от экспортно-импортных
операций. При импорте товаров и продукции практикуется использование
промежуточной оффшорной фирмы, которая покупает товар у зарубежного
производителя и затем поставляет его украинскому партнеру. В зависимости от
видов товара или продукции их цена на этой операции падает от 20% до 60%.
Аналогичный метод используется и при экспортных операциях для сокрытия разницы
между ценами на продукцию на внутреннем и международном рынках;
- нелегальном вывозе за границу капитала, и
прежде всего в форме доходов от деятельности совместных предприятий. Нелегальные
объемы вывоза прибыли совместных предприятий осуществляются посредством
применения систем трансфертов, роялти и т.д. результаты исследований показывают,
что в уставных документах многих из совместных предприятий содержатся положения
о проведении расчетов со своими зарубежными партнерами по
"трансфертным", "прейскурантным", "специальным"
ценам. Несоответствие их мировым ценам на аналогичную продукцию достигает в
отдельных случаях 40 - 50%;
- бартерных операциях. Бартерные операции должны
осуществляться на базе эквивалента стоимости товаров или продукции, которые
обменивают. Фактическая цена товаров и продукции, поставляемых
предпринимателями государственным предприятиям и организациям, завышается на 50
- 300%. До 70% продукции, которую получает предприниматель по бартеру,
реализуется по ценам ниже цен завода-производителя;
- бесприбыльных операциях. Используется
множество способов искусственного завышения расходов и сокрытия полученной
прибыли. Прежде всего по продукции, цены на которую изменяются в зависимости от
сезона, упаковки, способа транспортировки;
- просроченных задолженностях или безнадежных
долгах. По сговору с руководителями государственных предприятий создаются так
называемые "фирмы-хлопушки" - это мелкие частные предприятия с
ограниченной ответственностью, которые основывают от имени лиц с фальшивыми
документами. На такие фирмы переводится большое количество денег в качестве
предоплаты на выполнение каких-либо работ, которые обналичиваются и
присваиваются. Через три месяца фирма закрывается;
- подпольных кассах займа. Получение кредитов в
банке связано с большими трудностями и высокими ставками налогообложения.
Существует сеть фирм, специализирующихся на выдаче кредитов, не фиксированных в
отчетности;
- нескрываемом уклонении от уплаты налога. Распространены
как уклонение от уплаты налогов, так и искажение в бухгалтерских документах
результатов деятельности субъектов хозяйствования [4].
Интересным является тот факт, что теневая
экономика выполняет и положительную роль:
- создает
рабочие места, которых не достаточно в условиях официальной экономики,
- является
средством выживания и улучшения условий жизни большинства граждан [1].
По данным Министерства экономики Украины в 2009
году уровень тенизации украинской экономики оценивается на уровне 36% от
официального ВВП. То есть соответствует критическому уровню, который, по
оценкам западных экспертов составляет 30-35% ВВП [5].
Теневая экономика – противоречивое явление, чем
и объясняется существование большого количества разнообразных взглядов на
возможное решение этой проблемы: изменение государственной политики, снижение
затрат и повышение рентабельности бизнеса, повышение стоимости рабочей силы, борьба
с коррупцией, обеспечение прозрачных
условий деятельности и гармонизация экономических интересов различных субъектов
экономики, введение обязательного обоснования источников происхождения денежных
средств при покупке недвижимости, земли и других дорогостоящих объектов,
повышение эффективности государственного регулирования экономической и
финансовой деятельности предпринимательских структур, снижение налогов и прочее.
Таким образом, на основе вышеизложенного
целесообразно предложение о разработке комплексного механизма легализации
теневых форм экономической деятельности с ориентацией на создание
привлекательных условий для их возвращения в правовое поле государства.
Список использованной литературы:
- Бородюк В., Турчинов А., Приходько Т. Оценка
масштабов теневой экономики и её влияние на динамику макроэкономических показателей. // Экономика
Украины.– 2006
- Теневая экономика. Бунич
А.П., Гуров А.И. и др.- М.: Экономика, 2007.
- Білоцерківець В.В. Національна фіскальна політика як складова частина
світової фіскальної політики // Збірник праць вчених. Вип. 27. - Київ: Інститут
світової економіки і міжнародних відносин НАН України, 2006. - № 27
- Воробьёв Е., Тимченко Б.
Теневая экономка в условиях системного кризиса.// Экономика Украины. 2008. № 8.
- [сылка более недоступна}
|