Каталог статей

Жунусов Б.А.,
докторант программы PhD, КазЭУ им.Т.Рыскулова

Инвестиции как объект экономического управления

Одной из важнейших сфер деятельности любого предприятия является инвестиционная, то есть операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение выгод в течение определенного периода времени.

В теории инвестиций их связь с накопленным капиталом (сбережениями) занимает центральное место. Это определяется сущностной природой капитала как экономического ресурса, предназначенного к инвестированию. Процесс использования накопленного капитала как инвестиционного ресурса предприятия представляет собой «чистое капиталообразование». Под этим термином понимается объем валовых инвестиций предприятия, уменьшенный на сумму амортизационных отчислений. Чистое капиталообразвание обеспечивает улучшение производственных возможностей отдельных хозяйствующих субъектов за счет прироста реального капитала, достигаемого в процессе инвестирования. При этом следует обратить внимание на то, что процесс чистого капиталообразования обеспечивается предприятием путем использования капитала как инвестиционного ресурса лишь в реальном секторе экономики (промышленной, сельскохозяйственной, торговой и других аналогичных видах деятельности). Использование же предприятием капитала как инвестиционного ресурса в финансовом секторе экономики (т.е. в процессе финансовых инвестиций в акции, облигации и т.п.) новый реальный капитал не создает. Такое финансовое инвестирование характеризуется в рамках экономики страны как «трансфертное» - объем инвестирования капитала в финансовые активы одними субъектами хозяйствования равен при этом объему его дезинвестирования другими хозяйствующими субъектами без прироста реального капитала.

Инвестируемый предприятием капитал целенаправленно вкладывается в формирование имущества предприятия, предназначенного для осуществления различных форм его хозяйственной деятельности и производства различной продукции. При этом из обширного диапазона возможных объектов инвестирования капитала предприятие самостоятельно определяет приоритетные формы имущественных ценностей (объектов и инструментов инвестирования), т.е. активов. Другими словами, с экономических позиций инвестиции можно рассматривать как форму преобразования части накопленного капитала в альтернативные виды активов предприятия.

Целью инвестирования является достижение конкретного заранее предопределенного эффекта, который может носить как экономический, так и внеэкономический характер (например, социальный или экологический). На уровне же предприятия приоритетной целевой установкой инвестиций является достижение, как правило, экономического эффекта, который может быть получен в форме прироста суммы инвестированного капитала, положительной величины инвестиционной прибыли, положительной величины чистого денежного притока, обеспечения сохранения ранее вложеного капитала и т.п. Достижение экономического эффекта инвестиций определяется их потенциальной способностью генерировать доход. Как источник дохода инвестиции являются одним из важнейших средств формирования будущего благосостояния инвесторов. Вместе с тем, потенциальная способность инвестиций приносить доход не реализуется автоматически, а обеспечивается лишь в условиях эффективного выбора инвестиционных объектов и источников их инвестирования.

Практическое осуществление инвестирования в реальные активы обеспечивается инвестиционной деятельностью предприятия, которая является одним их самостоятельных видов его хозяйственной деятельности и важнейшей формой реализации его экономических интересов. Под инвестиционной деятельностью предприятия понимается целенаправленный процесс изыскания необходимых инвестиционных ресурсов, выбора эффективных объектов (инструментов) инвестирования, формирования сбалансированной по избранным параметрам инвестиционной программы (инвестиционного портфеля) и обеспечения ее реализации. Инвестиционная деятельность предприятия характеризуется следующими основными особенностями:

  • инвестиционная деятельность является главной формой обеспечения роста операционной деятельности предприятия и по отношению к целям и задачам носит подчиненный характер;
  • формы и методы инвестиционной деятельности в гораздо меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, чем операционная деятельность;
  • объемы инвестиционной деятельности предприятия характеризуются существенной неравномерностью по отдельным периодам;
  • инвестиционная прибыль предприятия в процессе его инвестиционной деятельности формируется обычно со значительным «лагом запаздывания» (т.е. промежуток времени между инвестированием капитала и фактическим превышением полученной прибыли над вложенным капиталом и амортизационными отчислениями);
  • инвестиционная деятельность формирует особый самостоятельный вид денежных потоков предприятия, которые существенно различаются в отдельные периоды по своей направленности (от первых инвестиционных затрат до получения доходов и несения фактических расходов от ликвидации активов);
  • инвестиционной деятельности присущи специфические виды рисков, объединяемые понятием «инвестиционные риски», которые обычно превышает операционные риски;
  • важнейшим измерителем объема инвестиционной деятельности, характеризующим темпы экономического развития предприятия, выступает показатель его чистых инвестиций (представляет собой сумму валовых инвестиций, уменьшенную на сумму амортизационных отчислений в определенный период), соответственно здесь принимается во внимание его отрицательное, нулевое или положительное значение, причем в связке с прошлыми показателями и в зависимости от сравниваемого периода.

Осуществление инвестиций порой рассматривается как «произвольная» форма деятельности фирмы в том смысле, что последняя может осуществлять или не осуществлять подобного рода операций. На самом деле такой взгляд на проблему далек от истины, поскольку жизнь любого предприятия - плавание против потока времени и конкуренции.

Необходимо отметить, что инвестиции оказывают непосредственное влияние на увеличение рыночной стоимости фирмы. Ценность предприятия и ее увеличение - естественная и логичная цель любого разумного управляющего, причем эта цель куда более универсальна, чем увеличение прибыли, которая нередко рассматривается как главная задача предприятия. Однако при таком упрощенном подходе трудно понять логику некоторых типов коммерческих стратегий, которые не предполагают немедленной максимизации массы прибыли или уровня рентабельности, а нацелены, скажем, на расширение своего сектора рынка или увеличения нематериальных активов. Все эти типы коммерческой политики обретают смысл, если исходить из гипотезы об увеличении ценности предприятия как наиболее универсальном мотиве поведения управляющих предприятия.

Ценность предприятия - это разность рыночной стоимости собственного капитала предприятия и рыночной стоимости обязательств предприятия. Экономический смысл категории «ценность предприятия» состоит в том, что ценность предприятия - это то реальное богатство, которым обладают (и которое могут получить в денежной форме, если они того пожелают и продадут свою собственность) владельцы предприятия.

Логичным становится в этой связи вопрос: что же определяет размеры рыночной стоимости собственного капитала и обязательств предприятия? Самый общий взгляд позволяет выделить две основные группы факторов:

a) инвестиции всех типов (в реальные и денежные активы);
b) прочие факторы, в том числе финансовый и производственный менеджмент.

Очевидно, что ценность предприятия реально определяется не тем, насколько велик его капитал (за исключением, может быть, капитала, находящегося в форме наиболее ликвидных активов), а тем, какое положение этот капитал обеспечивает предприятию на рынке его товаров и услуг. Между тем, это положение как раз и определяется направлениями инвестиций предприятия: если они повышают его конкурентоспособность и обеспечивают прирост доходности его капитала, то ценность предприятия увеличивается и его владельцы становятся богаче. В противном случае инвестиции, формально увеличивая пассивы предприятия (за счет вложений собственного капитала или привлечения заемных средств, увеличивающих обязательства), приведут к снижению ценности предприятия, поскольку рыночная оценка его капитала упадет вслед за снижением его конкурентоспособности и прибыльности.

Отсюда следует принципиальный вывод: любые инвестиции, в том числе и инвестиции в реальные активы, следует рассматривать прежде всего с точки зрения того, как они влияют на ценность предприятия. Этот критерий оценки приемлемости инвестиций следует признать наиболее общим и основополагающим, хотя его практически невозможно строго формализовать, как нельзя жестко формализовать и с арифметической точностью просчитать процесс формирования рыночной цены собственного капитала и обязательств предприятия.