Омархан Д.Н.
Основные задачи и методы оценки управления персоналом
В
современных условиях развития экономики человеческий потенциал – важнейший фактор
повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия. Управление персоналом – это деятельность, которая
способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения
стратегических целей организаций.
Оценка
персонала и его результатов трудовой деятельности является важным направлением
развития кадрового потенциала предприятия. Общеизвестно, что любые
капиталовложения в обучение и развитие человеческих ресурсов – залог повышения
эффективности работы предприятия в будущем.
Выделяют
следующие задачи оценки персонала: выбор места в организационной структуре и
установление функциональной роли оцениваемого сотрудника; разработка возможных
путей совершенствования деловых или личностных качеств сотрудника; определение
степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины
[1]. Кроме этого оценка персонала может
также помочь в решении таких задач: как установление обратной связи с
сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также
удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и
качественных характеристик.
Методы
оценки персонала подразделяются на методы обследования, анализа, обоснования и
внедрения. К методам обследования относятся: самообследование,
интервьюирование, беседа, активное наблюдение, анкетирование, изучение
документов, мониторинг. К методам анализа – системный, блочный,
экспертно-аналитический, параметрический и другие. К методам обоснования –
методы аналогий и сравнений, нормативный, расчет количественных и качественных
показателей и др. К методам внедрения – обучение, переподготовка и повышение
квалификации, материальное и моральное стимулирование и др. [1, 2, 3].
Остановимся
более подробно на некоторых из них:
- Метод
собеседования (интервью) применяется для получения информации, необходимой для
анализа рабочего процесса;
- Метод с использованием анкет при минимальных
затратах позволяет получить большое количество информации;
-
Системный анализ направлен на раскрытие системы управления в целом и ее
составляющих компонентов;
-
Экспертно-аналитический метод предусматривает проработку форм систематизации
записей, ясно формулировки выводов и заключений экспертов;
-
Нормативный метод предусматривает использование нормативов, определяющих состав
и содержание функций, тип и критерий организационной структуры, разделение и
кооперацию труда руководителей;
-
Параметрический метод устанавливает функциональные зависимости между
параметрами элементов для выявления степени их соответствия;
- Метод главных компонентов позволяет отразить
в одном показателе свойства десятка показателей, что дает возможность сравнить
один показатель одной системы с множеством показателей подобной системы;
-
Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставления, связи, сравнить
результаты обработки технологических карт рабочего дня и процедур с
действительным фондом рабочего времени их выполнения;
-
Опытный метод базируется на многолетних материалах, связанных с организацией
управления персоналом;
- Метод
декомпозиции позволяет разделить сложные явления на более простые. Систему
можно подразделить на подсистемы, функции, операции;
- Метод
сравнений позволяет сравнить существующую систему управления с подобной
системой передовой организации;
- Метод
последовательной постановки позволяет изучить влияние на формирование системы
управления персоналом каждого фактора в отдельности, при этом, исключая
действие других факторов;
- Динамичный метод предусматривает
расположение данных в динамичном ряду, и исключение в нем случайных отклонений;
- Метод
структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование
целей предприятия в целом, целей системы управления персоналом;
- Метод
функционально-стоимостного анализа позволяет выбрать такой вариант построения
системы, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным;
- Метод
творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития
управления персоналом;
-
Графологические методы используются для определения способностей человека при
отборе персонала.
При проведении оценки управления персоналом
вышеперечисленные методы используются комплексно или в различных комбинациях,
что позволяет решить вопросы повышения эффективности управления персоналом.
Литература:
- Модели и методы управления персоналом:
Российско-британское учебное пособие/ под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ОАО Изд-во
Экономика, 1999. – 215с.
- Рофе А.И. Научная организация труда. – М.: МИК, 1998. – 320с.
- Кибанов.А.Я. Управление персоналом
организации. – М.: ИНФРА. – 2000. – с.51-79.
|