Каталог статей |
Е.А. Биртанов Пути развития частного здравоохранения (мировой опыт)За 20-й век в мире прошло три мощных волны создания общественных и саморегулируемых организаций частного здравоохранения: первая - 20-е годы, вторая - 60-е годы и третья - 80-годы. На сегодняшний день во всем мире существует 41 саморегулируемых организаций, 24 общественных ассоциаций врачей частной практики регионального и национального масштаба и одна коммерческая медико-политическая организация врачей - лоббистов (в Австралии). Большинство этих организаций сосредоточено в США, где функционируют две национальные саморегулируемые организации частных госпиталей и в трети штатов действуют региональные организации. В ряде стран (США, Малайзия, Филиппины, Словакия, Замбия, Индия), саморегулируемые и общественные организации сосуществуют и эффективно взаимодействуют. Общественные организации обеспечивают диалог профессионального сообщества с властью, а саморегулируемые организации - реальные действия по обеспечению конкурентоспособности частной системы здравоохранения. Максимальная инвестиционная активность в частном здравоохранении, наблюдается в странах Восточной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии, а так же в Египте, Бразилии и Южно-Африканской Республике. Основными игроками на рынке инвестиций в частное здравоохранение выступают крупные медицинские и страховые холдинги из Японии, Саудовской Аравии, Германии, США. В Китае, наибольшие объемы инвестиций обеспечивают структуры Всемирного Банка. Можно отметить одну общую тенденцию инвестиций в частное здравоохранение: инвесторы стремятся вкладывать большие средства (более 100 млн. долл.) в крупные, многопрофильные и высокотехнологичные клиники. Наиболее успешными являются комплексные инвестиции в частное здравоохранение и в страховой бизнес. Такая стратегия позволяет создавать крупные медико-страховые холдинги национального и международного масштаба. За последние десять лет, по многим странам мира прокатилась волна приватизации государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Особенно интенсивно и болезненно, этот процесс происходит в странах Восточной Европы, порождая массу негативных явлений социального и экономического порядка. В качестве недавнего примера, можно привести опыт одномоментной, тотальной приватизации всего здравоохранения в Македонии. Где всех врачей общей практики, в одночасье объявили частнопрактикующими предпринимателями и установили жесткие цены на их услуги. В начале 2007 года, грузинское правительство объявило о планах полной приватизации всех учреждений здравоохранения. На создание нового "частного" здравоохранения Грузии, выделяется 200 млн. долл., на которые планируется построить 100 современных больниц. В Болгарии, реформирование здравоохранения, основанное на приватизации государственных больниц и приоритетном развитии общей врачебной практики, привело к катастрофическому кризису специализированной медицинской помощи. Иордания, 2006 год: Правительство отказало ассоциации частнопрактикующих врачей в их требовании повысить базовые тарифы на медицинские услуги, которые не пересматривались с 1997 года. Саудовская Аравия, 2007 год: Министерство здравоохранения запретило врачам совмещать работу в частных и государственных клиниках. Венесуэла, 2007 год: Президент Уго Чавес объявил о планах национализации всех частных клиник, если те не снизят цены на медицинские услуги. Никарагуа, 2007 год: вновь избранный президент страны Даниэль Ортега, запретил индивидуальную частную практику. Республика Беларусь, 2005-2007 годы: Президент Лукашенко, последовательно, на протяжении последних лет проводит политику, направленную на ликвидацию крупных частных медицинских организаций. Так в 2005 году на основании волюнтаристского решения министра здравоохранения были лишены лицензий две большие частные клиники в Минске. Украина, 1991-2007 гг. Законодательство Украины не позволяет частным медицинским организациям покупать наркотические средства и значительно ограничивает частные клиники в экспертизе нетрудоспособности. Франция: правительство ограничивает максимально возможный заработок частнопрактикующих врачей. Китайская Народная Республика в лице министра здравоохранения, официально объявила, что правительство поддерживает рыночные механизмы в здравоохранении, посредством частно-государственного партнерства. При этом, в Китае не планируется приватизация государственных больниц, а развитие частного здравоохранения предполагается путем массивных инвестиций в строительство новых клиник. Для Казахстана актуальным остается вопрос о форме собственности объектов здравоохранения. Известно, что децентрализация управления здравоохранения – стратегия, определяющая низкозатратность и эффективность отрасли. Децентрализация функции финансирования позволяет: а) повышению конкуренции,
Для Казахстана в рамках децентрализации управления можно рассматривать:
|