Джуманиязова Раушан
Кенесовна
Казахская
национальная консерватория имени Курмангазы, Казахстан
Комплекс продвижения арт-продукта
В настоящее
время одним из самых активно развивающихся и востребованных видов деятельности
является арт-менеджмент. Именно в этой сфере сегодня можно наблюдать
неожиданные маркетинговые решения, креативные PR-находки. в настоящей статье
предлагается возможная модель комплексного продвижения арт-продукта.
1. Введение
В качестве
продукта в настоящей статье избран проект «Мюзикл», разрабатываемый
продюсерской компанией «BR Production».
Характеристика компании: продюсерская
компания «BR Production»
работает в сфере современного искусства, специализируясь на музыке. «BR Production» продюсирует
отдельных музыкантов, исполнительские коллективы, творческие проекты. Компания
предлагает полный цикл услуг по продвижению артистов: от создания имиджа,
подбора репертуара, записи клипов до организации гастролей и продажи дисков.
Компанию часто привлекают и в качестве рекламного агентства.
Характеристика проекта. «Мюзикл» - один
из первых проектов «BR Production».
Ранжир целей включает: продвижение самой компании, популяризацию жанра мюзикла,
создание оригинального качественного продукта, привлечение к сотрудничеству
талантливых артистов, инвесторов. Предполагается создание нового грандиозного и
стильного мюзикла с участием оркестра, хора, солистов; его постановка; гастроли
по городам Казахстана; издание, тиражирование и продажа видео и аудио версии. Проект
рассчитан на 2-3 года.
Уникальность проекта: Мюзикл задуман как
произведение, в котором все желающие могут стать со-творцами. Все стадии
проекта осуществляются публично, при непосредственном участии широкой
аудитории. Таким образом, регламентируются параметры, задаваемые организаторами
проекта: жанр, инструментовка, ориентировочный состав, эксперты. Параметрами,
на которые может влиять общественность, становятся: тематика, подбор артистов,
основные сюжетные линии, элементы декорации.
Гипотеза, выдвигаемая на стадии формирования
проекта: мюзикл должен быть чисто отечественным продуктом; качество должно
гарантироваться привлечением профессиональных мировых консультантов; в роли
исполнителей должны быть задействованы казахстанские, российские и всемирно
известные «звезды»; обязательна «живая» музыка, целевая аудитория – от 25 до 40
лет; инвесторами могут стать крупные банки и промышленные предприятия.
2. PR инструменты по продвижению
арт-продукта
PR инструменты привлекаются с
самого начала формирования проекта. PR специалисты, совместно с маркетологами проводили маркетинговые
исследования по определению актуальности проекта, необходимых параметров, основных
ожиданий, а также потенциальной целевой аудитории. Кроме того, состоялось
измерение реальных мнений, определение лидеров в вопросах общественного мнения,
описание характеристик заинтересованных групп, «полезных аудиторий»
(Ж.-П.Бодуан), выявление потенциальных проблемных моментов.
Маркетинговые
исследования подтвердили актуальность первоначальной гипотезы и
востребованность проекта.
Очевидно, что успешность
проекта «Мюзикл» на прямую будет зависеть от эффективности коммуникаций между
компанией и аудиторией. Можно предложить использовать следующие инструменты по
продвижению проекта «Мюзикл»:
до начала осуществления проекта
-
Создание «мантры» (Олег Нестеров), волшебного
заклинания, захватывающей истории проекта. Некая интрига, на основе которой
будут формироваться все дальнейшие PR действия по осуществлению проекта, вокруг которой будут
выстраиваться все PR
материалы.
-
Разработка целостной и системной PR концепции.
-
Активное участие в разработке Brend book, включающего фирменный
стиль, символику, слоган, сувенирную продукцию и т.п. Так как наше общество
действительно является сверхкоммуникативным и ежедневно атакуется колоссальным
объемом информации (Э.Райс, Д.Траут. Позиционирование), в том числе связанной с
культурными проектами, принципиально важно правильно позиционировать продукт и
саму компанию с помощью сверхпростых сообщений, не перегружая аудиторию.
-
Определение основных групп влияния на репутацию проекта,
работа с ними, привлечение в качестве консультантов.
-
Определение возможных угроз и слабых сторон проекта.
Разработка перечня мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций с помощью SWOT анализа.
-
Привлечение СМИ как информационных спонсоров проекта.
Приоритетными для проекта являются республиканские масс медиа. Планируемый минимум
– информационные новостные репортажи, максимум – специальные передачи, рубрика
«дневник проекта». Как спонсорская поддержка возможна организация серии
фотосессий в глянцевых журналах. Важно обязательно формировать журналистское
«лобби» - доброжелательные связи с сотрудниками СМИ.
-
График создания и организации информационных поводов с
учетом этапов жизненного цикла проекта (по Теодору Левиту). Выбор
соответствующих приоритетов наполнения информационных сообщений для каждой из
жизненных фаз проекта (например, уникальность, качество, социальный и
культурный вклад и пр.). Запланированным информационным поводом может стать
определение победителя конкурса, приезд эксперта и пр. Предусмотрена рассылка
адресных, стилизованных пресс релизов.
в процессе осуществления проекта
-
Пресс конференции. Проводятся по знаковым этапам
проекта. Первая пресс конференция посвящается запуску проекта. Последняя –
итогам гастролей, выходу дисков. Помимо стандартных пресс релизов персональные
приглашения рассылаются специализированным изданиям (например, журнал «В мире
музыки», «Семь нот» и др.), журналистам, освещающим культурные события (напр.
Э.Джилкибаев, Л.Варшавская и др.), «глянцевым» журналам.
-
Создание Интернет-портала. В нем заложена вся
информация (в том числе видео и аудио) о проекте, отдельные персональные
странички «главных героев». Обязательное условие – предусмотреть возможность
обратной связи, быстрого обмена мнениями, участия в голосовании по различным
поводам проекта.
-
Организация пресс центра на базе PR отдела компании (работает по
определенному графику, не требует дополнительных затрат). В данном случае этот
прием позволит облегчить журналистам постоянный доступ к многочисленным
материалам. Пресс центр снабжен полной базой данных по участникам проекта
(интересные факты биографии, фотоматериалы), экспертам, их высказываниям и комментариям,
этапам и особенностям осуществления проекта.
-
Организация дополнительных материалов в СМИ о мюзиклах
(о самом жанре, самых ярких мировых мюзиклах, интересных историях, связанных с
мюзиклами и пр.).
-
Конкурсы. Этот инструмент способствует формированию
комплицитности (Ж.-П.Бодуан). Один из известных промо приемов в данном случае
становится стратегически важным, центральным. Конкурсы объявляются на лучшую
тему, сюжетную линию, эпизод среди целевой аудитории. Победители привлекаются к
участию в проекте.
- «Выборы». Чтобы не стать заложниками предыдущего приема
по итогам конкурсов объявляются опросы мнений с привлечением экспертов. Среди
выдвигаемых версий обязательно присутствуют модели, разработанные специалистами
компании, профессиональными сценаристами.
- Открытые репетиции для журналистов. Журналисты
приглашаются на репетиции заранее выбранных фрагментов с возможностью взять
интервью и пр.
- Участие в создании и ротации ролика на ТВ, радио
(перед премьерой, гастролями).
- Участие в создании полиграфической продукции (постеры,
календари, мини журнал типа иллюстированного информационного бюллетеня).
- Организация «спровоцированного кризиса» проекта в СМИ
по заранее продуманной проблематике для поддержания «необходимой температуры»
или уровня интереса к проекту. Используется как дополнительный PR прием. Достаточно
рискованный, но, при условии детальной продуманности, эффективный ход.
- Презентация-премьера мюзикла. Кульминационная фаза
проекта на большой сценической площадке (напр., дворец республики). Специально
приглашаются представители всех заинтересованных групп: специализированные масс
медиа, инвесторы, партнеры, государственные органы, международные организации,
эксперты, конкуренты. Осуществляется договоренность с автопарками о предоставлении
такси, автобусов для развозки зрителей. Пригласительные – в оригинальном
исполнении. На входе предлагаются анкеты (в том числе для пополнения базы
данных по клиентам, в дальнейшем для рассылки дисков и другой информации). К
премьере готовятся красочные постеры. По окончании организуется брифинг с
предусмотренной возможностью взять автограф у главных героев (фотографии с
фирменными ручками разработаны заранее и продаются перед премьерой), фуршет.
Среди билетов разыгрывается лотерея на годовой бесплатный билет на все мероприятия
и концерты «BR Production».
- Разработка и подписание контрактов с операторами
мобильной связи по предоставлению рингтонов на основе мелодий мюзикла.
Организация сообщения о данной акции в СМИ.
- Летопись проекта (больше в целях внутреннего PR, а также для
документальных вставок в будущий диск с записью мюзикла).
Для создания и
поддержания интриги в полном виде ни сюжет, ни музыка, ни декорации мюзикла до
премьеры нигде не демонстрируются, держатся в секрете. Для подогревания
интереса используется прием «тотализатора», когда видные фигуры, и простые люди
высказывают предположения о возможном финале, кандидатуре на ту или иную роль и
пр.
Предлагаемые
инструменты выстраиваются в общий график, просчитывается бюджет PR компании, калькуляция
издержек. В случае недостатка бюджета, план корректируется за счет
количественных (например, 2 пресс конференции вместо 5-ти) или качественных
(например, упрощение полиграфии журнала) параметров.
3. Заключение
Для успешной
реализации проекта принципиальное значение имеет человеческий фактор, подбор
действительных профессионалов – креативных, корректных, быстрореагирующих,
качественных, результативных.
Эффективность PR компании в данном случае
значительно обеспечена за счет комплексности проводимых мероприятий, их
комлиментарного соотношения. Ее сложность – в длительности проекта. Значит, все
предлагаемые PR
инструменты должны реализовываться систематически и системно, а график PR компании сразу рассчитан
на 3-4 года (естественно, что он будет немного корректироваться). То есть, при
фактической завершенности проекта в 3 года, как минимум год должна продолжаться
PR компания для
закрепления успеха и хороших продаж дисков с записью мюзикла.
Результаты
каждого осуществленного этапа презентабельно оформляются и обязательно
доводятся до сведения широкой общественности, инвесторов, государственных
органов (Министерство культуры), мировых экспертов и специалистов
(специализированные журналы, отраслевые сайты, организации).
В
настоящем проекте в зоне ответственности PR находятся частично маркетинг и реклама, что, на наш взгляд,
целесообразно, учитывая специфичность продвигаемого продукта – проекта
«Мюзикл».
4. Список использованных источников
- Эл Райс, Джек
Траут. Позиционирование: битва за узнаваемость. – СПб: Питер, 2001.
- Буари Филипп
А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия. – М.: Консалтинговая группа
«ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.
- Бодуан
Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. –
М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.
- PR сегодня: новые подходы,
исследования, международная практика. – М.: Консалтинговая группа
«ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2002.
- Раздаточный
материал по курсу «Бизнес PR».
Составитель Ерлан Ибрагим. – Алматы, 2006.
|