Каталог статей

Жунусов Б.А.,
докторант программы PhD, КазЭУ им.Т.Рыскулова

Совершенствование механизмов финансирования реального сектора экономики Казахстана

В условиях кризисного состояния экономики, только государство может дать толчок развитию инвестиционных процессов и осуществлять крупные инвестиции в долгосрочные проекты внутри страны. Роль государства должна заключаться не только в создании условий для развития частного предпринимательства, но и в создании специализированных институтов и механизмов для направления имеющихся свободных ресурсов на поднятие реального сектора экономики.

Инвестиционная политика представляет собой многогранную деятельность государства, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования реальных инвестиций в стране.

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

  1. установочную (целеполагающую);
  2. мобилизующую;
  3. стимулирующую;
  4. контролирующую [1].

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

Анализ программных документов правительства Республики Казахстан [2-5] позволяет сформулировать следующие основополагающие принципы инвестиционной политики в области реального сектора:

  1. последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
  2. государственная поддержка предприятий в кризисный период за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий (неприбыльный) характер и не располагающих собственными источниками финансирования;
  3. размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов строго в соответствии с государственными целевыми программами при предварительной экспертизе каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия приоритетам социально-экономической политики;
  4. усиление государственного контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, направляемых на инвестиции в форме финансирования и кредитования;
  5. значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением иностранного капитала для восполнения нехватки централизованных средств для осуществления государственных программ капитального строительства;
  6. использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств для реализации особо эффективных быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технической перестройки производства;
  7. совершенствование нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций.

Выход на траекторию устойчивого экономического роста предусматривает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы роста производства, увеличения доходов населения, расширения конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций в реальный сектор. Учитывая, что сложившаяся в экономике Казахстана на настоящий момент ситуация характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предполагающего государственную поддержку эффективных инвестиционных проектов в реальном секторе. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочках межотраслевых взаимодействий. Рассмотрим основные из этих механизмов более подробно.

Механизмы стимулирования развития МСБ и реального инвестирования.

Для активизации конечного спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена соответствующая система регулирования инвестиций и закупок в государственном секторе, а также поддержки спроса на внутреннем рынке. Политика доходов должна быть направлена на повышение доли оплаты труда в распределении национального дохода.

Важной формой поддержки реального сектора при реализации рискованных новаторских проектов, связанных с научными исследованиями, разработками новых образцов техники, технологических процессов являются государственные гарантии. Они предусматривают возврат инвестору определенной части ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию проекта по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен предоставить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые. Организация работы по государственной поддержке частных инвестиций на основе конкурсного отбора и сертификации проектов осложнена рядом обстоятельств: недостатком проверенных методических разработок, опытных специалистов, способных осуществлять конкурсный отбор и сертификацию проектов.

При нынешнем состоянии отечественной финансовой системы в качестве основного механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития и специальных организационных форм поддержки инвестиционных программ. Другие механизмы обеспечения инвестиционной активности, прежде всего коммерческие банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Государственное регулирование система инвестиций в реальный сектор должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, реализующих задачу привлечения инвестиций в развитие приоритетных направлений экономического роста, и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах отечественной экономики. В частности, такие банки необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, инвестиционного сотрудничества за рубежом; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях. Эти банки должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, обеспечивающие их реализацию гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.

Отметим, что дальнейшее развитие институциональных инвесторов, которые будут аккумулировать внутренние национальные сбережения, также является необходимым условием для проведения государственной инвестиционной политики в реальном секторе. Помимо механизмов бюджета развития, накопительные пенсионные фонды и страховые организации должны иметь возможность кредитования реального сектора экономики путем расширения вложения своих активов в корпоративные ценные бумаги и акции казахстанских предприятий, прошедших листинг на Казахстанской фондовой бирже. В связи с этим следует продолжать мероприятия по формированию современной инфраструктуры страхового рынка, повышению финансовой устойчивости страховых организаций. В условиях, когда в Казахстане имеются объективные препятствия для создания и функционирования полноценных и самоокупающихся инвестиционных фондов как институтов аккумулирования накоплений массовых мелких инвесторов, должны быть разработаны механизмы по привлечению сбережений немногочисленной, но относительно обеспеченной прослойки населения (в том числе через систему доверительного инвестиционного управления деньгами и ценными бумагами).

Литература:

  1. Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1998 года N 4189 О Государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы
  2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 года N 665 О создании фонда развития малого предпринимательства
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 г. N 104 О кредитовании развития малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, создания рабочих мест
  4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 23 декабря 1995 г. N 2723 Об ипотеке недвижимого имущества
  5. Проблемы кредитования реального сектора экономики Казахстана //Приоритеты экономической теории на рубеже тысячелетий, - Алматы, 2001