Каталог статей

Абдибеков С.У.

Присоединение Республики Казахстан к ВТО ее основные проблемы и переспективы развития АПК

Россия, Беларусь и Казахстан 27 ноября подписали пакет документов о создании единого Таможенного союза с 1 января 2010 года, сообщает агентство AFP. Подписание документов произошло на минском саммите стран ЕврАзЭс. Агентство Reuters сообщает, что создание союза означает образование общего рынка для трех стран с общим населением в 165 миллионов человек. В эту организацию входят также Киргизия и Таджикистан. С 01.01.2011 года Казахстан является членом Таможенного союза, вместе с Беларусью и Россией. Происходящие изменения в таможенном законодательстве, особенно в части, касающейся таможенных пошлин на ряд импортных товаров, вызывают в обществе различные толкования сущности целей создания Таможенного союза. Со стороны оппозиционных партий и движений отмечается негативное восприятие вступления Казахстана в Таможенный союз, причем во многих выступлениях и заявлениях заметно стремление представить происходящий процесс экономической интеграции как частичную утрату суверенитета нашей страны. На самом же деле решение о формировании Таможенного союза, принятое главами государств Евразийского экономического сообщества в августе 2006 года, направлено на создание более благоприятных условий для развития экономики стран Сообщества и СНГ [1]. Таможенный союз будет способствовать расширению регионального рынок и продвижению экспорта трех государств, превратив его в один из наиболее привлекательных рынков в мире.

Казахстан, являясь обладателем крупных запасов минеральных и энергоресурсов сможет, сменить сырьевую направленность экономики, стимулируя производство и экспорт готовой продукции.

В Договоре закреплено, что решения, принимаемые Комиссией, будут иметь обязательную силу исполнения на территориях государств Сторон, что направлено на повышение эффективности функционирования данного органа Таможенного союза. Как отметил Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании народу "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана", создание Таможенного союза - это прорыв всех казахстанских интеграционных инициатив [2].

Для обеспечения выполнения решений Комиссии Таможенного союза на территории Казахстана, Конституционный совет в ноябре 2009 года принял нормативное постановление о том, что решения Комиссии, по общему правилу, имеют приоритет перед национальными законами и могут применяться непосредственно. Таможенный союз предполагает в дополнение к беспошлинной торговле между государствами применение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не входящих в Таможенный союз. В Таможенном союзе действуют:

  • единая таможенно-тарифная политика, включающая в себя Единый таможенный тариф;
  • единые меры нетарифного регулирования;
  • унифицированное таможенное законодательство.

В связи с этим руководство нашей страны неоднократно заявляло о том, что государство окажет необходимую поддержку отечественным предприятиям. Разработанная по поручению Главы государства специальная программа "Дорожная карта бизнеса-2020" предусматривает субсидирование процентной ставки для предприятий, способных производить конкурентоспособную продукцию. С учетом возможного временного повышения цен на ряд потребительских товаров, государство усиливает социальную защиту населения. В то же время, очевидны положительные аспекты создания Таможенного союза, заключающиеся в совместной защите рынка стран-членов Союза от товаров из третьих стран и связанной с этим потенциальной возможностью для развития собственных производств, в создании условий для более эффективного торгово-экономического сотрудничества внутри Союза.

Вступление Казахстана в Таможенный союз - это, безусловно, реальный шанс для отечественных предпринимателей развить и расширить свой бизнес. По нашему мнению -плюсы от Таможенного союза для Казахстана не только есть, но их даже на порядок больше, чем минусов. В первую очередь, в числе позитивных моментов создается возможность унификации транспортных тарифов. Это позволит Казахстану заметно сократить расходы на транзитные перевозки своих экспортных грузов через российскую и белорусскую территории на мировые рынки. Наша страна давно ставит данный вопрос перед партнерами, и, если теперь план может быть реализован, то повысится ценовая конкурентоспособность отечественных товаров на европейских рынках. По отдельным грузам тарифы могут снизиться в два и более раз. Реальную отдачу для экономики принесет и восстановление разорванных еще со времени распада СССР технологических цепочек в промышленности. В российских отраслевых и региональных программах развития есть много направлений, в которые в рамках того экономико-территориального разделения, которое существовало в советскую эпоху, казахстанские предприятия могут сегодня достаточно легко вписаться.

Следует учесть, что Казахстан в одиночку априори это сделать не может, так как страна не имеет большого рынка, и самостоятельного потенциала изначально не имелось. В рамках единого пространства могут получить развитие такие сферы национальной экономики, как энергетика, машиностроение, транспорт, логистика. Обращается внимание и на следующее. Если исходить из природно-ландшафтных взаимосвязей, то существует много интеграционных проектов, которые потенциально могли бы работать на территории двух или нескольких республик. Со временем в рамках Таможенного союза и ЕЭП начнут также эффективнее решаться образовательные вопросы и проблемы перемещения рабочей силы.

Однако по нашему мнению конкуренцию никто не отменял. Казахстан придерживался и будет придерживаться политики низких налоговых ставок. Например НДС в Беларуси - 20%, в России - 18%, а в Казахстане НДС - 12%". Доля Казахстана в таможенных поступлениях от импорта из третьих стран составляет 3,5%, но в соответствии с соглашением о распределении поступлений в рамках Таможенного союза доля Казахстана выросла до 7,33%. С вступлением в Таможенный союз поступления в бюджет от таможенных сборов увеличатся более чем в два раза. В настоящее время, когда мы говорим о каких-либо возможных фискальных потерях, бюджетных, то хотел бы сказать: если взять импорт из третьих стран, то доля Казахстана в этом импорте составляет 3,5%, но в соответствии с соглашением о распределении импортных пошлин из третьих стран доля Казахстана - 7,33%", почему Россия и Беларусь согласились в два с лишним раза увеличить долю Казахстана против фактической? Согласились исходя из простой экономической логики. Казахстан в 2 раза повышает тарифы, и, соответственно, не важно, что доля в импорте была 3,5%. Таможенный союз позволит снизить издержки бизнеса РК [3].

Можно отметить, что впервые на постсоветском пространстве создается наднациональный орган, которому будут делегированы важные экономические полномочия. Безусловно, в международном плане укрепление интеграционных процессов на пространстве СНГ и, конечно же, работа по формированию Таможенного союза являются для нас приоритетами в текущем году. Однако хочу отметить, что построение единого экономического пространства - процесс кропотливый и длительный. Он не принесет мгновенной выгоды. "Прорыв" настанет тогда, когда каждый гражданин, предприниматель, владелец крупной компании почувствуют отдачу от нашей работы в виде отсутствия очередей на границе, простого и понятного алгоритма работы по всем внешнеэкономическим сделкам на пространстве трех государств-участников ТС, дальнейшего развития социальных программ финансируемых из бюджета страны.

В целом, по моему мнению, считаю, что вхождение Казахстана в Таможенный союз предоставляет огромные возможности для экономики области, для этого нужно лишь своевременно и правильно развивать эти направления на всех уровнях. Этим усиленно должны заняться не только местные исполнительные органы, но и сам бизнес. Кстати, как известно из СМИ вступлением в Таможенный союз уже заинтересовались участники ВТО Кыргызстан и Украина. Возможно, не за горами то время, когда мы уже будем говорить о таможенном союзе "пятерки". Фактически, территория Евразийского Экономического Сообщества в обозримом будущем может стать территорией единого Таможенного союза с единой наднациональной валютой по примеру "евро" в Евросоюзе. Я уверен, что в развитии этих процессов немалая заслуга и специалистов нашей таможенной службы, которые смогли за очень короткий срок подготовить и создать, вместе с нашими партнерами по "тройке", серьезную нормативно-правовую базу, что реально доказывает жизнеспособность и правильность идеи создания Таможенного союза.

В последнее время тема Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии стала очень актуальна в казахстанском информационном пространстве, причем критики данной идеи более активны, чем лояльные аналитики. Одним из важнейших недостатков (и даже опасностей) аналитики, критикующие ТС, представляют тот факт, что он создаёт угрозу для казахстанских бизнесменов. Действительно ли данная угроза существует.

Кроме того, если говорить о возможностях и угрозах, то нужно судить об обществе в целом, а не только о бизнесе. Казахстанские бизнесмены и казахстанское общество это не одно и тоже. Наш бизнес может быть также далек от интересов общества, как и российский. Равно как и российский бизнес может быть также близок нашим интересам, как некоторые представители казахстанского бизнеса. Если российские бизнесмены смогут предложить казахстанскому обществу более выгодные условия труда рабочих, более высокие налоговые поступления, более высокие социальные обязательства - то пусть тогда будут российские бизнесмены. Задача не в том, чтобы создать благоприятные условия для местных бизнесменов, а в том, чтобы создать благоприятные условия социально ответственным бизнесменам. В этом плане задача государства - не только обеспечить равные возможности, но и обеспечить равные требования, как к российским, так и к казахстанским бизнесменам. Если же государственные чиновники снисходительны к крупному бизнесу (не важно, российскому или казахстанскому), закрывают глаза на нарушения социальных обязательств, условий труда и т.п., то проблема не в национальной принадлежности бизнеса, а в добросовестности государственных чиновников. В этом плане большая роль отводится именно политическим чиновникам, в первую очередь Акимам (Губернаторы) областей и профильным министрам.

Учитывая, что заходить на казахстанский рынок будут именно представители крупного российского бизнеса агропромышленного комплекса (АПК), то можно смело утверждать, что это благо для Казахстана.

Во-первых, они создадут конкуренцию. А конкуренция - это основной источник прогресса и повышения качества. Чего-чего, а конкуренции местным олигархам явно не хватает. Она им, а точнее нашему обществу, явно на пользу. Потому что от более высокого качества и выгодных цен в выигрыше будет именно казахстанское общество.

Во-вторых, учитывая значительно более привлекательное казахстанское налоговое законодательство по сравнению с российским, огромный сырьевой, транспортный и энергетический потенциал нашей республики, стоит ожидать, что в Казахстан зайдут именно российские производственные компании, а не только торговые. Это создаст конкуренцию работодателей на рынке труда, что положительно скажется на заработной плате и социальных условиях рабочих. А интересы тысяч рабочих, согласитесь, значительно важнее, чем интересы одного или двух учредителей казахстанских компаний, которые будут вынуждены поднять заработную плату.

В-третьих, приход российских производственных компаний вызовет оживление на рынке реальных активов - земли, недвижимости, а также на рынке строительных работ. Поскольку приход новых производителей - это всегда строительство или капитальный ремонт зданий, ввод в эксплуатацию оборудования.

Некоторые утверждают, что казахстанские производители окажутся в менее выгодном положении, чем их российские коллеги. Говорят даже, что россияне вытеснят наших производителей с нашего же рынка, а мы (наши производители), якобы, не можем конкурировать с россиянами на их рынке. Налоговая нагрузка в Казахстане ниже, чем в России. Остаётся только коррупционная составляющая (как барьер и дополнительный расход для развития бизнеса) которая также примерно одинакова и у нас, и в России. И это еще один стимул для осознания реальной необходимости борьбы с коррупцией. Здесь должен включиться механизм межгосударственной конкуренции. Например, чем меньше бюрократических препонов для начала строительства, ввода здания в эксплуатацию, подключения электроэнергии, тем привлекательнее страна для развития производства.

Можно обозначить следующие факторы: наличие природных ресурсов для пропитания (значительные посевные и пастбищные площади, водные ресурсы, в том числе подземные); возможность развивать энергетику (в том числе атомную, ветряную); привлекательность налогового законодательства; а также ряд других положительных обстоятельств. Все эти факторы являются предпосылками для того, что не из России в Казахстан, а из Казахстана в Россию в перспективе ринется поток промышленных товаров. Тем более, что рынок Казахстана для России - это не столь уж привлекательный пирог. Что же касается той части казахстанского общества, которая именуется «казахстанский бизнес», то в его распоряжении те же преимущества, что и у российского бизнеса в Казахстане. И даже больше - он на своей территории. Так в чём же тогда угроза Таможенного союза? Впрочем, учитывая выше изложенное, угроза только одна - угроза самодовольному спокойствию. Однако, когда сравниваешь цены китайских производителей и СНГ, а потом примерно калькулируешь расход на основные материалы, то складывается впечатление, что хоть казахстанские, хоть российские производители хотят разбогатеть раз и навсегда, продав Вам одну партию товара. Накрутка на промышленные товары у нас составляет не менее 200% против цены материала. Сравните: всем известный детский трехколесный велосипед «Балдырган» (или аналогичный российский «Малыш») с завода стоит 17 долларов. Китайский же велосипед гораздо более укомплектованный, более красивый, с кучей дополнительных удобств (например, возможность использовать как коляску, наличие зонтика и т.п.) - с завода стоит всего 10 долларов. Как результат - китайских велосипедов у нас продаётся в сотни раз больше, чем наших. Китайцы гораздо более оптимально используют материал, применяя для этого более эффективное оборудование (а не наше - допотопное), у них выше производительность труда (опять же - за счет оборудования и более высокого уровня организации труда). Кроме того, китайцы продают свои велосипеды в сотни (а то и в тысячи) раз большему количеству потребителей, чем их СНГовские коллеги. То есть, они «навариваются» на объеме, а не желают с одной - двух сделок разбогатеть раз и навсегда, как это пытаются делать наши производители. Так вот: казахстанским промышленным предприятиям весьма полезно получить выход и поучиться конкуренции на почти 200-милионном рынке Таможенного союза, чтобы в будущем конкурировать на несколько миллиардном мировом рынке. А для этого нужно научиться думать и мыслить масштабно и смело, а не держаться за старые привычные схемы. Мир не стоит на месте. И если мы сегодня не научимся конкурировать на рынке Таможенного союза, то завтра (в результате глобализации) мы вообще вынуждены будем забыть, что такое успешный бизнес.

Таким образом, для производителей казахстанской продукции появляется дополнительная возможность расширения рынка сбыта и повышается инвестиционная привлекательность, что способствует развитию новых производств на территории республики. Кроме того, необходимо учитывать, что Казахстан - страна отдаленная от основных рынков сбыта и почти не имеющая выхода к морским портам. Поэтому особое внимание уделяется вопросам предоставления более благоприятных условий доступа казахстанских экспортеров к российской транспортной инфраструктуре. Это позволит сократить транспортные издержки и соответственно, повысить конкурентоспособность казахстанской продукции на рынках третьих стран.

Стратегия вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира ставит задачей обеспечение прорывов для ускоренного экономического развития республики как полноправного субъекта главной экономики, создания принципиально нового делового климата в стране, новых благоприятных условий для привлечений инвестиций и создания новых совместных производств, конечно же, является формирование Таможенного союза. Для Казахстана, к которого из привлеченных прямых иностранных инвестиций с 1993 года только порядка 9,4% пришлось на обрабатывающий сектор промышленности, привлечение капиталовложений в сектор производства товаров с высокой добавленной стоимостью является главной задачей. Исходя из этого, я считаю, что сейчас у нас появились хорошие возможности для нового рынка, который позволит вывести нашу промышленность на новый уровень Вступление Казахстана в ВТО также будет являться реальным механизмом экономического роста. Переговоры по вступлению в эту организацию в настоящее время продолжаются.

Список использованной литературы:

  1. Алматы. 27 марта. "КАЗИНФОРМ" /Екатерина Ионова/
  2. Н.А.Назарбаев «Новое десятилетие-новый экономический подъем новые возможности Казахстана»: Из Послание Президента РК народу Казахстана «1.Реализация стратегического плана важнейший рубеж развития страны» // Казахстанская правда.- 2010. - № 21 (26082). - 1-7 c.
  3. Послание Президента РК народу Казахстана Акорда, Астана 2006 года стр.- 5