Каталог статей

к.э.н. Ситникова Е.С., к.э.н. Тюлежанова А.С.
ВКГУ им. С. Аманжолова, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, Казахстан

Проблемы образования Республики Казахстан: теоретические и практические основы развития

На современном этапе рост общеобразовательного и профессионально-квалифицированного уровня занятого населения является важным фактором повышения эффективности общественного производства. Человеческий потенциал включает совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. На базе концепции человеческого потенциала получило стимулы интенсивного развития изучение экономической эффективности вложения в сферы образования, исследований и разработок. Денежная оценка абсолютных размеров той части человеческого потенциала, которую лучше назвать образовательным потенциалом или фондом, позволяет рассчитать ряд важных показателей, характеризующих эффективность образования. К числу таких показателей следует, прежде всего, отнести макроэкономический показатель под названием народнохозяйственная отдача фондообразования. Это количество произведенного валового национального продукта (ВНП) на единицу образовательного фонда страны в денежном выражении. Рассчитать этот показатель можно по такой формуле:

ЭОнх = ВНП / ФО, (1)

где ЭОнх – эффективность образования народнохозяйственная;

ФО – фонд образования.

Этот показатель возможен в двух вариантах: на единицу образовательного фонда всего населения и работающей его части.

В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный фонд, воплощенный во всем населении, а во втором – в рабочей силе.

Поскольку размеры фонда образования рабочей силы меньше фонда образования всего населения, во втором случае результат оказывается более весомым. По мере опережающего роста ВНП по отношению к фонду образования в расчете на единицу последнего происходит увеличение размеров ВНП, что и означает повышение народнохозяйственной эффективности образования. Другим показателем, как бы обратным первому, может служить показатель интеллектуалоемкости производства. Он показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую единицу производственного продукта.

Показатель интеллектуалоемкости (Ие) рассчитывается как отношение фонда образования к валовому национальному продукту по следующей формуле:

Ие = ФО / ВНП (2)

Полученные результаты широко использовались для обоснования скачкообразного расширения затрат на развитие человеческого потенциала. В соответствии с этим подходом человеческий потенциал рассматривается как долговременный экономический ресурс, воспроизводственный оборот которого в 5-6 раз и более продолжительнее средних сроков оборота основного капитала; его экономический «износ» имеет как бы обратный знак: производственная ценность работников с течением времени возрастает.

В последнее время ученые разных стран неоднократно предпринимали попытки определить и количественно выразить степень экономической эффективности вложений в развитие человеческого потенциала и на этой основе предложить меры, реализация которых повысила бы коэффициент полезного действия. Стратегическое значение такой задачи очень велико.

Образованность общества является условием развития всех секторов экономики. Для обеспечения этого развития государство должно сделать образование одной из приоритетных отраслей, осуществляя увеличение его финансирования темпами как минимум превышающими темпы роста ВВП. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность.

Важнейшими условиями вхождения РК в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие человеческого потенциала являются следующие:

  • достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях,
  • использование в этих целях сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования, в частности полноценной системы индикаторов;
  • приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;
  • проведение работы по установлению соответствия дипломов и квалификационных структур в профессиональном образовании, что будет способствовать конкурентоспособности системы профессионального образования;
  • существенное повышение академической мобильности педагогов, обучающихся и студентов; создание условий для значительного расширения экспорта и импорта технологий, знаний и образовательных услуг;
  • равнодоступность различных секторов образования к государственным ресурсам;
  • информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.

Таким образом, в основе концепции человеческого потенциала получило развитие исследование экономической эффективности вложения в сферы образования, исследований и разработок. Полученные в ходе исследования результаты возможно использовать для обоснования затрат на развитие человеческого капитала.

Литература:

  1. Becker G.S. Nobel lecture: The Economic Way of Looking at Behavior // Journal of Political Economy.- 1993.- V. 101.- Р.385-389
  2. Schulz T. W. Human Capital: Policy Issues and Researh Opportunities. – In: Human Resources. Fiftieth Anniversary Colloguium VI. N.Y., 1975. - 283 с.
  3. Гутман Г. Смысл и методика расчета индекса развития человеческого потенциала / Гутман Г // Российский экономический журнал. – 2004. - №5. – с.142-15020
  4. Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования. М,-Л., 1924. - 167 с.
  5. В. Щетинин «Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Проблемы прогнозирования. – 2002. - №2. – с.142-150.
  6. Л.Туроу Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России // Проблемы прогнозирования. – 2000. - №4. – с.124-137.
  7. Критский М.М. Человеческий капитал. Ленинград: Экономическая школа1991. - 167 с
  8. Рощин Е., Разумова А. Экономика человека. Москва: Перспектива,1995. – 302 с.
  9. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. С-Пб.: Экономическая школа, 1994. - 186 с.
  10. Акулин А. Экономика образования. Москва: Прогресс, 1998. - 363 с.
  11. Гальперин А. Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России // Проблемы прогнозирования. – 2000. - №4. – с.124-137