Каталог статей |
к.э.н. Ситникова
Е.С., к.э.н. Тюлежанова А.С.
Проблемы образования Республики Казахстан: теоретические и практические основы развитияНа современном этапе рост общеобразовательного и профессионально-квалифицированного уровня занятого населения является важным фактором повышения эффективности общественного производства. Человеческий потенциал включает совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. На базе концепции человеческого потенциала получило стимулы интенсивного развития изучение экономической эффективности вложения в сферы образования, исследований и разработок. Денежная оценка абсолютных размеров той части человеческого потенциала, которую лучше назвать образовательным потенциалом или фондом, позволяет рассчитать ряд важных показателей, характеризующих эффективность образования. К числу таких показателей следует, прежде всего, отнести макроэкономический показатель под названием народнохозяйственная отдача фондообразования. Это количество произведенного валового национального продукта (ВНП) на единицу образовательного фонда страны в денежном выражении. Рассчитать этот показатель можно по такой формуле: ЭОнх = ВНП / ФО, (1) где ЭОнх – эффективность образования народнохозяйственная; ФО – фонд образования. Этот показатель возможен в двух вариантах: на единицу образовательного фонда всего населения и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный фонд, воплощенный во всем населении, а во втором – в рабочей силе. Поскольку размеры фонда образования рабочей силы меньше фонда образования всего населения, во втором случае результат оказывается более весомым. По мере опережающего роста ВНП по отношению к фонду образования в расчете на единицу последнего происходит увеличение размеров ВНП, что и означает повышение народнохозяйственной эффективности образования. Другим показателем, как бы обратным первому, может служить показатель интеллектуалоемкости производства. Он показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую единицу производственного продукта. Показатель интеллектуалоемкости (Ие) рассчитывается как отношение фонда образования к валовому национальному продукту по следующей формуле: Ие = ФО / ВНП (2) Полученные результаты широко использовались для обоснования скачкообразного расширения затрат на развитие человеческого потенциала. В соответствии с этим подходом человеческий потенциал рассматривается как долговременный экономический ресурс, воспроизводственный оборот которого в 5-6 раз и более продолжительнее средних сроков оборота основного капитала; его экономический «износ» имеет как бы обратный знак: производственная ценность работников с течением времени возрастает. В последнее время ученые разных стран неоднократно предпринимали попытки определить и количественно выразить степень экономической эффективности вложений в развитие человеческого потенциала и на этой основе предложить меры, реализация которых повысила бы коэффициент полезного действия. Стратегическое значение такой задачи очень велико. Образованность общества является условием развития всех секторов экономики. Для обеспечения этого развития государство должно сделать образование одной из приоритетных отраслей, осуществляя увеличение его финансирования темпами как минимум превышающими темпы роста ВВП. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность. Важнейшими условиями вхождения РК в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие человеческого потенциала являются следующие:
Таким образом, в основе концепции человеческого потенциала получило развитие исследование экономической эффективности вложения в сферы образования, исследований и разработок. Полученные в ходе исследования результаты возможно использовать для обоснования затрат на развитие человеческого капитала. Литература:
|