Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гусев Р.Н. Анализ потребительского рынка услуг строительного дизайна на примере условий Ростовской областиРынок услуг строительного дизайна в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся в Строительном комплексе РФ. Обусловлено это возросшими требованиями потребителей к эстетичности и композиционной эргономичности оформления жилых и нежилых интерьеров. Потребителями услуг предприятий строительного дизайна являются личные домохозяйства и корпоративные клиенты. Частные лица заказывают дизайн-проекты внутренних интерьеров, внешних интерьеров жилых домов, проектную документацию на строительство жилых домов, услуги в сфере ландшафтного дизайна для жилых домов, дач и приусадебных участков, внутреннюю отделку жилых помещений и др. Корпоративные клиенты также являются заказчиками услуг внутреннего и внешнего интерьера, отделки помещений, услуг ландшафтного и городского дизайна, услуг архитектурного проектирования. Муниципальные учреждения заказывают услуги в области городского дизайна. Основными корпоративными клиентами дизайн-предприятий являются предприятия общепита (кафе, рестораны), сферы развлечений, розничные магазины, предприятия бытового обслуживания при оформлении салонов приемных служб и другие организации, заказывающие, главным образом, оформление офисных помещений. Поскольку сфера услуг строительного дизайна в Российской Федерации только начинает свое интенсивное развитие для нее характерно предпочтение внутреннему спросу. Потенциальная емкость внутреннего спроса достаточно высока, спрос на услуги дизайна растет довольно быстрыми темпами, о чем свидетельствует рост предложения на рынке услуг строительного дизайна. В таблице 1 представлены показатели состояния рынка услуг строительного дизайна Ростовской области в динамике за 2006-2007 гг. Таблица 1 Показатели состояния рынка услуг строительного дизайна Ростовской области [1, с. 80]
Из таблицы 1 видно, что в докризисной экономике рынок услуг строительного дизайна рос достаточно высокими темпами. В частности, по данным выборочной совокупности предприятий в 2007 году темп роста по сравнению с предыдущим годом составил 140,6 %, что привело к росту суммарной прибыли рынка на 137 % [1]. В 2007 году эксперты прогнозировали потенциальную емкость ростовского рынка услуг строительного дизайна на уровне 50 млн. долларов [2]. Темп роста емкости рынка услуг строительного дизайна практически в 2 раза превышает динамику объема ввода в действие общей площади жилых домов (таблица 2). Из таблицы 2 видно, что в Ростовской области отмечалась положительная динамика ввода в действие жилых домов вплоть до 2009 года. Самый высокий показатель динамики отмечен в 2007 г., когда объем ввода жилых домов вырос на 22,9 %. В абсолютной сумме за рассматриваемый период 2005-2010гг. наибольшее значение показателя объема ввода жилых домов отмечалось в 2008 г. и составило 2008,4 м2. В 2009 году в строительной отрасли проявляются негативные последствия финансового кризиса в стране. Объем ввода жилых домов сокращается на 10,1 % по сравнению с 2008 г. Но уже в 2010 году отмечается положительная динамика анализируемого показателя. Объем ввода жилых домов в Ростовской области в 2010 году вырос на 0,2 % по сравнению с 2009 г. Однако докризисный уровень не был достигнут. По сравнению с 2008 годом темп роста объема ввода жилых домов составил 90,0 %. Таблица 2 Динамика ввода в действие жилых домов в Ростовской области
Составлено автором по материалам [3] аналитических обзоров Минэкономразвития Ростовской области, представленных на www.mineconomnikiro.ru.
По вводу в действие жилых домов Ростовская область в периоде 2005-2010 гг. устойчиво занимает третье место в Южном федеральном округе. Исключение составил лишь 2008 год (2 место). Однако по уровню динамики данного показателя по сравнению с предыдущим годом отмечается существенный разброс мест Ростовской области в Южном федеральном округе – от 3 до 10. При этом на третьем месте область была в 2008 году. Однако в условиях кризиса ее место в ЮФО стремительно снизилось в 2009 году до 10 места. В 2010 году ситуация несколько выправилась – Ростовская область поднялась на строчку вверх в этом рейтинге (9 место). Финансовый кризис негативно отразился на состоянии предприятий сферы услуг строительного дизайна. Однако многие предприятия смогли удержаться на плаву и продолжают функционировать, сохраняя свой кадровый и производственный потенциал. В то же время, в условиях кризисной экономики дизайн-предприятия изменили ориентацию своей деятельности, направив основное внимание на сегмент физических лиц. Данный сегмент в условиях кризиса развивался достаточно динамично. В условиях недоверия банковской системе население переориентировало средства, идущие на накопление в формирование спроса на услуги ремонта и строительства индивидуальных жилых домов, что в свою очередь активизировало спрос на услуги дизайна интерьеров, архитектурного дизайна в части частного домостроения, ландшафтного дизайна. О динамике спроса на услуги строительного дизайна, предъявляемого со стороны физических лиц в кризисный и посткризисный период можно косвенно судить по уровню динамики ввода жилых домов населением (таблица 3). Таблица 3 Динамика ввода в действие жилых домов населением Ростовской области
Составлено автором по материалам [3] аналитических обзоров Минэкономразвития Ростовской области, представленных на www.mineconomnikiro.ru.
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в условиях финансового кризиса сохранилась положительная динамика показателя ввода в действие жилых домов населением за счет собственных и заемных средств, хотя и замедлилась в 2009-2010 гг. Наибольший темп роста данного показателя отмечался в 2007 г. 134,2 %, наименьший – в 2005 г. 101,9 %. В условиях кризиса в 2009 г. темп роста этого показателя составил 102,9 % и уже в 2010 г. объем ввода жилых домов населением вырос с темпом 107,2 %. Темп роста данного показателя в 2010 году по сравнению с 2008 годом составил 110,3 %. Следовательно, в условиях кризисной экономики темпы роста объема ввода жилых домов населением существенно замедлились, но уже в 2010 г. вышли на устойчивые показатели ускорения динамики роста. Что же касается показателя удельного веса жилья, построенного населением, в общем вводе жилья, то данный показатель имел тенденцию к существенному росту. За период 2005-2010 гг. он вырос на 20,8 % (с 56,2 % до 77 %). Наибольшее значение отмечалось в 2010 г. – 77 %, наименьшее – в 2006 г. 52,6 %. Рост динамики ввода жилых домов населением отмечается на фоне снижения объемов данного показателя строительными предприятиями (таблица 4). Это приводит к снижению объема предъявляемого спроса на дизайн-услуги со стороны населения, приобретающего жилье на первичном рынке. Таблица 4 Динамика ввода в действие жилых домов строительными организациями Ростовской области
Составлено автором по материалам [3] аналитических обзоров Минэкономразвития Ростовской области, представленных на www.mineconomnikiro.ru.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о достаточно низком значении удельного веса жилья, построенного строительными организациями, в общем вводе жилья в 2009 г. – 28 %. В 2010 году ситуация даже ухудшилась – 23 %. Вплоть до 2009 г. отмечалась положительная динамика объема ввода жилья строительными организациями. В 2009 г. данный показатель снизился на 239,4 тыс. м2 или 32,1 % по сравнению с 2008 г. В 2010 г. объем ввода жилья строительными организациями снизился по сравнению с 2009 г. - на 90,4 тыс.м2 или 17,9 %, по сравнению с 2008 г. – на 329,8 тыс.м2 или 44,3 %. На степень привлекательности и прибыльности сферы услуг отрицательное влияние оказывает чувствительность потребителей к ценам. Российский потребитель достаточно чувствителен к ценам. Исключение составляет сегмент высокодоходной части населения, заказывающей дорогостоящие эксклюзивные дизайн-проекты. В условиях кризиса ситуация в этом плане ухудшилась, реальные доходы населения снизились (таблица 5). Таблица 5 Динамика доходов населения Ростовской области
Составлено автором по материалам [3] аналитических обзоров Минэкономразвития Ростовской области, представленных на www.mineconomnikiro.ru.
Из таблицы 5 видно, что отмечался стабильный рост номинальной величины среднемесячной заработной платы работников предприятий и организаций на уровне выше 25 %. В 2009 году отмечается резкое снижение темпов роста номинальной заработной платы до 111,8 %. Эта тенденция продолжилась и в 2010 году – темп роста номинальной заработной платы составил 110,2 %. Реальная начисленная заработная плата за период 2005-2010 гг. имеет положительную динамику. В 2009 г. отмечается самое низкое значение темпа роста реальной заработной платы – 100,2 %. Между тем реальные доходы населения (с учетом вычета обязательных платежей) в 2009 г. имеют отрицательную динамику. Темп роста реальных доходов населения в 2009 г. составил 93,4 % по отношению к предыдущему году. Таким образом, уровень номинальной средней заработной платы в Ростовской области достаточно низкий, а реальные доходы населения еще ниже вследствие роста потребительских цен и обязательных выплат. Все это не способствует росту спроса на дизайн-услуги. По мнению экспертов потребителями дизайн-услуг являются клиенты со среднедушевым уровнем реальных доходов не менее 20 тыс.руб [2]. Корпоративные клиенты менее чувствительны к цене дизайн-услуг. Однако в условиях кризиса большинство предприятий испытывало финансовые трудности и свернуло свою деятельность по оформлению помещений. На сегменте особо сложных дизайн-проектов, связанных с возведением крупных системных объектов (гостиничных комплексов, развлекательных центров, торговых комплексов и т.п.) эластичность спроса дизайн-услуг достаточно низкая. Предприятия-заказчики подобных услуг являются самыми мощными потребителями, способными диктовать свои условия дизайн-предприятиям, поскольку объемы дизайн-проектирования таких заказов высоки и конкурентная борьба за них на рынке дизайн-услуг довольно жесткая. Данные потребители могут переключаться от одного производителя дизайн-услуг к другому. Это препятствует развитию ценовой неэластичности спроса на дизайн-услуги. В то же время на рынке услуг строительного дизайна большое значение имеет имидж предприятий. Поэтому крупные заказы чаще всего попадают к самым «продвинутым», уже хорошо зарекомендовавшим себя фирмам, т.к. клиенты не хотят рисковать, когда речь идет о больших объемах работ и значимых инвестиционных проектов. В связи с этим степень переключения от одного производителя к другому все-таки ограниченная. В целом относительно низкая требовательность корпоративных клиентов рынка услуг строительного дизайна положительно влияет на степень привлекательности данного рынка услуг. Особенностью российского рынка услуг строительного дизайна является низкая интенсивность потребления дизайн-услуг на сегменте физических лиц. Обусловлено это тем, что в России потребители привыкли заниматься оформлением своих жилищ самостоятельно. Постепенно приходит осознание необходимости в услугах дизайнера. Однако вопросы экономической целесообразности во многих случаях превалируют, особенно, в потребительском сегменте среднего уровня доходов и ниже. Снижение стоимости дизайн-услуг, их ориентация на использование более дешевых строительных материалов, экономичных технологий ремонта и строительства жилищ позволят изменить эту тенденцию и расширить возможности увеличения спроса на услуги строительного дизайна. В этой связи также требуется проведение политики популяризации данных услуг и улучшения культуры их потребления, повышения уровня «требовательности внутреннего спроса». В целом предприятия сферы услуг строительного дизайна не испытывают существенного давления со стороны потребителей. Невысокий уровень доходов населения и высокая ценовая эластичность спроса на дизайн услуги в сегменте потребителей со средним уровнем дохода несколько снижает рост рынка услуг строительного дизайна. Однако поскольку сфера строительного дизайна в Российской Федерации (и в Ростовской области) пока еще находится в стадии формирования, потребители проявляют повышенный интерес к дизайн-услугам, рынок растет достаточно высокими темпам действующие игроки данного рынка не мешают друг другу и имеют высокий потенциал роста объема продаж в посткризисный период. Таким образом, потребительский рынок услуг строительного дизайна является достаточно привлекательным и способствует в целом развитию данной сферы бизнеса. Литература:
|