Каталог статей

Шерстобитова Т.И.

Бенчмаркинг как фактор стимулирования инновационной активности в регионе

Процесс успешного освоения и диффузии инноваций может быть достаточно продолжительным при условии накопления определенного информационного пула, т.е. критической массы информации, знаний и опыта, на основе которой идет образование инновационных кластеров. Такие кластеры стали результатом длительного социокультурного взаимодействия предпринимательских, административных, образовательных и других организаций внутри географически небольших территорий в Центральной и Западной Европе и в США.

В настоящее время в отечественной экономике диспропорции в цепочке передачи информации характерны для всех этапов инновационного процесса, когда со стороны спроса отсутствуют данные о новых разработках и технологиях удовлетворения потребностей, а со стороны предложения необходимы знания качественных и количественных характеристик спроса. Особое значение приобретает информация о свободных ресурсах, производственных и торговых площадях, квалификации работников, имеющемся оборудовании, а также опыт проектирования и освоения высоких технологий, коммерциализации инноваций.

Для повышения активности инновационной деятельности в России необходимо использовать коммуникационные механизмы, нацеленные на сокращение дистанций между партнерами и формирования благоприятной рабочей атмосферы. Традиционно используемые при этом инструменты коммуникаций – реклама и даже прямые продажи, являются для этих целей слабо эффективными.

Российские предприниматели, как правило, недостаточно ориентированы на потребителей в своих коммуникациях. Исследование, проводимое кафедрой «Маркетинг» Пензенского государственного университета выявило, что в качестве основного источника новых идей для развития предприятия выступают не исследования потребительских предпочтений, а изучение опыта конкурентов. При этом сбор информации осуществляется и нелегальными методами, включая промышленный шпионаж. Четко сформированные модели коммуникаций у предприятий отсутствуют: они преимущественно являются неформальными, основанными на личных контактах директоров и высших менеджеров.

Такой подход существенно ограничивает возможности стратегического развития предприятий, поскольку их инновационная деятельность носит спонтанный характер и не обеспечивает системного видения перспектив. Для повышения инновационной активности предприятию требуется комплексная модель коммуникаций, позволяющая аккумулировать информацию из различных источников, хранить ее и эффективно использовать в своей деятельности. Такая коммуникативная модель призвана решать следующие задачи:

  1. способствовать усилению взаимодействия между участниками региональной инновационной системы, использованию общих технологических стандартов и созданию гармоничной социокультурной среды;
  2. обеспечивать управление знаниями, их приобретение, обработку, преобразование в удобную форму, хранение, распределение, доступность для потенциальных потребителей и поставщиков инноваций;
  3. на основе аккумулированных знаний определять приоритеты инновационного развития региона и давать оценку коммерциализуемости ноу-хау и технологий;
  4. сигнализировать о диспропорциях спроса и предложения, что позволит оперативно их преодолевать;
  5. обеспечивать трансфер идей и технологий, а также создания на их основе конкурентоспособной инновационной продукции;
  6. управлять конфликтами, выравнивать интересы различных субъектов региональной инновационной системы и снимать неопределённость путем активного воздействия на конфликтные ситуации.

Такая модель не является закрытой и ограниченной рамками одного предприятия. Формирование комплексной коммуникативной модели должно осуществляться на основе взаимовыгодных партнерских отношений между субъектами инновационной деятельности. Она должна стать непременным условием стратегического развития отечественных предприятий, создания их устойчивых конкурентных преимуществ.

В качестве инструмента повышения эффективности коммуникаций может быть использован бенчмаркинг. Помимо традиционного его понимания как инструмента для повышения качества продукции и альтернативы маркетинговым исследованиям, он играет значительную роль в усилении взаимодействия по вертикали – как с партнерами по бизнесу, так и с потребителями. С партнерами по бизнесу он способствует преодолению коммуникационных барьеров (дистанций), которые препятствуют внедрению инноваций. В настоящее время именно недоверие и существенное различие в организационных культурах субъектов инновационной деятельности выступают основными барьерами на пути трансформации знаний в конкурентоспособные инновационные продукты.

С другой стороны, бенчмаркинг позволяет повысить удовлетворенность потребителя и соответственно обеспечить его преданность уже на уровне ожидания, а не восприятия, на что ориентированы традиционные маркетинговые инструменты. Важной отличительной чертой бенчмаркинга является его возможность влияния на систему знаний потребителя через регулярный обмен знаниями с ними на основе обучения, исследований, совместных разработок.

Бенчмаркинговые сети как модель коммуникационного обмена получает все большее распространение во всех сферах деятельности, охватывая, как правило, сферу некоммерческого трансфера знаний. Этому во многом способствует развитие информационных технологий. В инновационной сфере главная задача бенчмаркинговых сетей – создание предпосылок для внедрения и диффузии инноваций. В настоящее время пока слабо исследованы ограничивающие и стимулирующие факторы для их создания, а также вопросы оценки их эффективности.