Сохач М.А.
Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения
Разработка
концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия –
задача непростая. Главной составляющей
конкурентоспособности, идет ли речь о национальном секторе или уровне
предприятия, является повышение общей продуктивности. Повышение
конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на
потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной политики,
более качественного использования ресурсов, в том числе человеческих, улучшения
условий работы и многих других факторов.
Основными факторами, которые определяют конкурентоспособность
предприятия, являются: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых,
финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность
менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции. Существуют два основных вида
конкурентного преимущества:
- низкие затраты – это
способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать похожий товар с
меньшими затратами, чем у конкурентов;
- дифференциация товаров – обеспечение покупателей большим
разнообразием в форме нового качества товара, его особенных потребительских
свойств или послепродажного обслуживания, что дает возможность устанавливать
более высокие цены.
Существует ряд факторов,
влияющих на конкурентоспособность фирмы. Их можно разделить на внутренние и
внешние. К внешним факторам относятся: политическая обстановка в государстве и
влияние государства на ценовую политику, налоговую, внешнеэкономическую,
финансово-кредитную, научно-техническую и инновационную политику,
государственное регулирование качества продукции, антимонопольное
законодательство, система мер государственной поддержки отечественного
производителя, состояние спроса и предложения на рынке и развитие
инфраструктуры рынка, наличие конкурентов и состояние конкуренции на рынке,
общий уровень техники, технологий и инноваций в отрасли.
К внутренним
факторам относятся: система и методы управления фирмой, уровень технологий
процесса производства, система долгосрочного планирования, ориентация на
маркетинговую концепцию, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, система
управления качеством на предприятии, ассортиментная политика, доступ к
качественному сырью и оптимизация эффективности использования сырьевых
ресурсов, инновационный характер производства. На
внешние факторы предприятие практически не может повлиять, но
в его силах изменить внутренние.
Факторами повышения конкурентоспособности предприятия с
учётом особенностей современного рынка являются:
- Инновации. Основной
смисл инноваций - это улучшение продукции ее производства и распределения. Необходимо понимать, что с ростом НТП растут и
видоизменяются потребности, потребитель выдвигает все более сложные требования
к рынку товаров и услуг. Задача инновационной политики – это удовлетворение
этих потребностей. Для предприятия важно заранее предусматривать инновационные
возможности, комплексно управлять всем инновационным циклом, что обеспечивает
его конкурентоспособность и долгосрочную эффективность.
- Квалифицированные трудовые ресурсы. Опыт зарубежных компаний говорит об усилении роли управления
трудовыми ресурсами в системе факторов, которые обеспечивают
конкурентоспособность предприятия. Согласно современным концепциям управления
люди являются одним из важнейших экономических ресурсов предприятия, влияющих
на ее доход, конкурентоспособность и развитие. К сожалению, на сегодняшний день
этот фактор является наислабейшим звеном в деятельности отечественных
предприятий. В этом плане мы на порядок отстаём от Японии, Америки.
Руководителям предприятий в первую очередь необходимо обратить внимание на
мотивацию своих сотрудников, должны быть обеспечены соответствующие условия
работы, отдыха, высокий уровень заработных плат, так как люди являются
наиглавнейшим фактором развития любого предприятия.
- Система
управления качеством. Сегодня, когда потребитель может выбирать из огромного
числа предлагаемых товаров и услуг, качество предлагаемых им изделий или услуг
является одной из важнейших детерминант. Если же предприятие стремится к
завоеванию международного рынка, тогда его продукция должна соответствовать
международным стандартам качества и должна иметь сертификат соответствия
системы качества международному стандарту ISO 9001. Продукция предприятия
должна также соответствовать общепринятому международному стандарту безопасности
продуктов – системе ХАССП.
-
Непрерывное совершенствование реализуемой на внутреннем рынке продукции
национальных производителей и расширение их деятельности на международном
рынке. Сюда можно отнести: обеспечение приоритетности продукции, изменение
качества товара и его технических параметров, определение преимуществ товара в
сравнении с заменителями, определение недостатков товаров-аналогов, которые
выпускают конкуренты, изучение методов конкурентов по совершенствованию
аналогичных товаров, проведение рекламы, и т.д.
Литература
- Альперин Л. Что нужно
для успешной конкуренции с зарубежными фирмами. "Стандарты и
качество". №2, 1991 г. с 12-16
- Белоус О.П., Панченко
Е.Г. Менеджмент: конкурентоспособность и эффективность. К., "Знание
Украины",1992 г., 40с.
- Герасимчук В.И. Розвиток
підприємства. Діагностика, стратегія, єфективність. К., 1995 р., 268 с.
|