Каталог статей |
Нурашева К.К. Становление регионального менеджмента в условиях стабилизации экономики казахстанаРегиональный менеджмент нам представляется как наука и практика управления социально-экономическими процессами в регионе с целью достижения эффективного хозяйствования и позитивной динамики параметров уровня и качества жизни населения. На наш взгляд, переход от традиционной системы управления хозяйством территории к региональному менеджменту заключается в следующих изменениях:
Регион можно охарактеризовать как многофункциональную систему, которая стремится к своей цели, при этом маркетинговая и инновационная деятельность становится приоритетом в работе региональных менеджеров [1]. В свете этого модели поведения и принятия решений в корпорациях и территориальных органах управления аналогичны с точки зрения стереотипов действия. Однако, по мере углубления реформ политика регионального менеджмента должна быть направлена на самостоятельность действий работников территориальных структур для достижения намеченного результата. Глобальные вызовы современности, задачи посткризисного развития, ставят новые перспективы перед региональными менеджерами:
В посткризисный период надо будет искать новые пути регионального развития, т.к. прежние методы, формы и структуры будут непригодны, они не будут отвечать новым отношениям. Борьба за производство продукции мирового класса усилится. Поэтому нужны гибкие стратегии управления, например, ситуационное управление (изменение философии, но не меняются методы организации производства). Нормы управляемости изменятся, усилится мобильность и подвижность рабочей силы [2]. Следует предположить, что изменения в экономической системе посткризисного времени будут носить фундаментальный характер, что объясняется появлением новых знаний, высоких технологий, истощением ресурсов, выдвижением на первый план развитых ресурсов – науки, образования и медицины . К новым тенденциям относятся:
Должны претерпеть изменения и заново сформироваться принципы регионального менеджмента. Так, в рамках децентрализации произойдет смещение функции принятия решений от республиканских органов к агентам рынка. Это ограничит монополию регионального менеджмента на всевластие, расширит свободу субъектов хозяйствования в регионе, позволит внедрить более демократичную полицентрическую систему принятия решений. Жесткая, иерархическая соподчиненность по вертикали потеряет свое значение, получат распространение правила поведения объектов и субъектов регионального управления как юридически равных партнеров. Как известно, существенным качеством управления является способность предвидеть изменения, новые рыночные реалии во внешней среде до того, как возникнет кризисная ситуация, чтобы принять упреждающие меры. Поэтому нам представляется, что стратегический план развития региона должен содержать:
В настоящее время, когда в наиболее продвинутых регионах страны проявляются постиндустриальные тенденции развития, важно определить преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться эффективно экспортировать услуги в другие регионы. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Следует выявить факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, которые целесообразно задействовать. Основной упор целесообразно делать на создание таких преимуществ, как: развитая инфраструктура, современные коммуникации, система безопасности (личности и бизнеса), наличие и действенность институтов, поддерживающих бизнес, эффективная промышленная политика, управление собственностью, наличие квалифицированных кадров, благоприятные условия для инвестиций. Для совершенствования системы управления регионом необходимо, по нашему мнению, рассматривать единую социальную эколого-экономическую систему «регион — предприятие», Основные тенденции в управлении эколого-экономической деятельностью системы «регион — предприятие» таковы:
Существенным элементом регионального менеджмента является мониторинг - поступление необходимой информации о поведении объекта наблюдения, контроль над ситуацией, отслеживание состояния территории как системы и своевременное предупреждение о возникновении качественно новых процессов в экономических, экологических и социальных подсистемах. Речь идет также об упреждении критических ситуаций. На основании достоверных знаний об источниках и факторах развития региона можно:
Региональный мониторинг выступает, во-первых, как механизм регулирования, обеспечивающий стабильное развитие и управление в критических ситуациях; во-вторых, как особый метод приращения знаний о противоречиях и закономерностях формирования социально-экономического пространства региона; в-третьих, как основа для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для программирования и планирования. Исследователи давно отмечают, что в любом сложном явлении, где движение есть результат взаимодействия множества факторов, всегда возможно установить главные источники развития. С точки зрения характеристики системы существенны лишь некоторые из множества факторов. В большинстве систем 20% факторов определяют 80% свойств системы, а остальные 80% факторов определяют лишь 20% ее свойств [3]. Это позволяет и побуждает средствами регионального мониторинга искать ведущие причины и условия развития территорий. В рамках управления развитием территории нами предлагается у работников администрации развивать способности к инновациям, культивируя и поощряя такие свойства людей, как открытость, готовность к восприятию нового опыта; гибкость, желание отказаться от изживших себя идей и моделей; терпимость к окружающим и иному мнению. Исследования Организации по международному развитию при ООН (ЮНИДО) свидетельствуют о том, что сменился статус различных факторов привлечения финансовых средств в национальную экономику стран. Традиционные факторы (богатая ресурсная база, дешевый труд) меньше сказываются на инвестициях; более действенными становятся новые факторы: политика макроэкономической стабилизации; сильная образовательная система и развитие науки, инноваций; компетентная бюрократия; развитая инфраструктура. Поиск инноваций руководителями и менеджерами местных структур власти становится элементом успеха. При этом мощный импульс внедрению инноваций в структуру управления регионом дает появление новых бизнес-структур. В общем виде трансформацию идеологии менеджмента на региональный уровень можно представить в виде следующей организационной структуры (рисунок ниже). Отношения экономических органов и хозяйствующих субъектов в регионе усложняются, стрелками показаны эти взаимосвязи. По мере внедрения цивилизованных рыночных отношений разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные взаимосвязи. Происходит сокращение организационных и иерархических структур, возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов регионального уровня [4]. Со временем происходит моральное старение структуры управления, формируются перспективные организационные структуры, которые являются адекватными социально-рыночной среде развития, создают условия для качественных преобразований; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности. Руководители регионов должны не только реализовать намеченное сверху правительством, но и проявить искусство в эффективном осуществлении планов, выполнить их с низкими издержками, сделаться популярными, работать над своим имиджем, проявить инициативу, самостоятельность. Целесообразно наладить связи с общественностью – показать, что руководитель региона не только проводник идей правительства унитарного государства, но и успешный менеджер, имеющий план действий, долгосрочную стратегию развития региона, предвидящий результаты. Неуверенность в действиях региональных менеджеров может быть результатом частой смены руководства, политических рисков, изменения экономического курса и/или законодательства. Безусловно, в органах управления территориями на сегодня сложился определенный стиль руководства, диктуемый законодательными и нормативными актами, указаниями Президента РК, распоряжениями Правительства. Вместе с тем, современные проблемы человечества требуют совершенствования и обновления процедур управления в региональных структурах власти, в связи с чем нами рекомендуется:
Для решения множества разнопорядковых и функционально не родственных, но весьма значимых для территории проблем, как привлечение инвестиций, проведение политических кампаний, управление развитием региона, повышение эффективности туризма, торговля недвижимостью и др., существует эффективный инструмент – маркетинг. Региональный маркетинг мы понимаем как деятельность по созданию, поддержанию или изменению мнений, намерений и/или поведения субъектов, преимущественно внешних по отношению к данной территории. Маркетинг территории призван обеспечить: а) притягательность, престиж региона; б) привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых ресурсов, а также возможность реализации и воспроизводства таких ресурсов. Маркетинг региона включает комплекс мер, обеспечивающих:
В последние десятилетия начал накапливаться интересный опыт регионов различных стран по применению потенциала маркетинга в целях повышения туристической и коммерческой притягательности регионов. Перспективная процедура маркетинга регионов — их позиционирование среди других регионов, а также на международных рынках сбыта товаров и услуг. Это поможет увидеть, на каких направлениях деятельности и рынках сбыта данному региону целесообразно играть роль лидера отечественной экономики, на каких - действовать в режиме партнерства, а с каких - уйти. Такое позиционирование предполагает выявление пропорций между объемами продаж ведущих (определяющих "лицо" региона) групп товаров на конкретных рынках сбыта в сравнении с ведущим регионом-конкурентом, а также определение перспективности активных усилий на конкретных рынках в связи с уровнем их ВРП на душу населения и долей в структуре регионального товара. Опыт Японии, Южной Кореи, Китая показывает путь на международные рынки. Некоторые инициативы СНГ и ШОС прокладывают дорогу к созданию свободных (специальных) зон, транснациональных компаний. Необходимо использовать имеющиеся коммуникации, предлагать регионам разделение труда, кооперацию. Сейчас это делается с ведома и часто по инициативе правительства. Примером являются соглашения на поставку зерна, овощей между областями. По мере создания региональных группировок и появления сфер совместной деятельности рынки многих товаров приобретают схожий характер (например, в Шымкенте и Ташкенте), запросы потребителей становятся одинаковыми, сближаются по направленности. Это не только повышает эффективность производства сотрудничающих регионов и стран, но и создает атмосферу дружбы, взаимопонимания и доверия, что сейчас очень важно в глобальном мире. Глобальный подход стал решающим фактором успешной конкуренции стран, регионов. В Казахстане 12 областей из 14 являются приграничными, взаимодействие с соседними странами всегда было выгодным, необходимо налаживание отношений в новом формате, ибо мир меняется после кризиса. Что имеет перспективу, какая отрасль для данной страны представляет интерес? Например, для Узбекистана важна продукция животноводства, для России – ранние овощи и фрукты. Безусловно, каждый регион, особенно приграничный, должен искать рынки для своих товаров, но помнить об опасностях, которые связаны с законодательством, правилами хозяйствования другой страны. При этом для Казахстана и его регионов на сегодня самая значимая проблема - импортозамещение. По данным ПРООН, 160 стран из более 200 считаются перспективными для бизнеса [5], создания совместных предприятий. Вместе с тем, региональным структурам власти при заключении сделок следует учесть:
Иногда республиканские органы дают указания местным властям наладить сотрудничество с соседними регионами других стран. Но, прежде всего, надо знать возможности этой страны для сотрудничества: уровень экономической активности, политическая и правовая система, традиции и менталитет. Значение имеют также численность населения, уровень потребительских расходов и доходов, наличие природных ресурсов, уровень затрат на производство товаров и размеры рынка, стоимость организации бизнеса, развитость демократических институтов и др. Следует прислушаться к мнению международных экспертов, при этом страны с плановой экономикой представляют меньший интерес. Общественная сфера в настоящее время приобретает значимый характер. Если раньше органы местного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь самостоятельными структурами являются общественные фонды, органы самоуправления, структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии. Местные органы власти формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований. Таким образом, региональный менеджмент ставит своей целью разработку основ рационального размещения предприятий и отраслей, формирования ареалов сбыта продукции, организации пространства урбанизированных территорий для повышения благосостояния населения.
Литература:
|