Каталог статей

Усков И.В.

Функции и приницпы построения местных бюджетов в Украине

Местные бюджеты являются основным денежным фондом органов местного самоуправления, способствуют обеспечению финансово самодостаточного развития территорий страны, определяют эффективность влияния местных органов власти на развития экономического потенциала их территорий. В Украине местные бюджеты являются социально направленными, что обусловлено значительными объёмами распределения финансовых ресурсов на финансирование учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства при незначительном уровне финансирования экономических и экологических статей расходов.

Они выступают важной составляющей бюджетной системы Украины, способствуют перераспределению части ВВП страны, реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, финансированию инновационных программ на местном уровне.

Проведённые исследования показали, что функциям местных бюджетов в украинской литературе [2, 3, 4] не уделяется внимания. Однако без определения функций местных бюджетов невозможно понять их роль в современной экономической системе государства. В соответствии с экономической природой местных бюджетов они выступают не только фондом по аккумулированию и распределению финансовых ресурсов, но и способствуют эффективному проведению государственной бюджетной политике на местном уровне. В условиях трансформации экономики Украины система местных бюджетов должна основываться на следующих функциях (табл. 1).

Таблица 1

Предложенные уточненные функции местного бюджета*

Наименование функции

Сущность функции

Значение функции

- Регулирующая функция**

Регулирующая функция бюджета муниципального образования характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями местного самоуправления, но и между разными подразделениями общественного производства.

Этот функция определяет основную роль местного бюджета в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, населением с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на местном уровне.

- Функция формирования денежных фондов***

Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти.

На основании этой функции местные органы получают запланированные объёмы финансовых ресурсов.

- Функция контроля***

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений находящихся в ведении местного самоуправления.

Эта функция предусматривает, что через местный бюджет осуществляется эффективный контроль над использованием бюджетных средств.

- Функция реализации бюджетной политике

Бюджет выступает ключевым инструментом в проведении эффективной государственной бюджетной политике на уровне административно-территориальных единиц.

На основании этой функции центральные органы власти регулируют социально-экономические процессы на местном уровне.

- Стабилизирующая функция

С помощью местных бюджетов осуществляется регулирования темпов и пропорций развития муниципальных образований.

Эта функция предусматривает создания условий по самодостаточному развитию экономики муниципальных образований.

- Стимулирующая функция

Через местные бюджеты осуществляется стимулирование и поддержка приоритетных отраслей экономики, производственной и непроизводственной сферы.

На основании этой функции происходит увеличение доходных возможностей местных органов власти.

*Предложено автором

** Грязнова Л.В. [2], *** Деружинский Г.В. [3]

Для центральных органов власти местные бюджеты выступают, с одной стороны, основным рычагом для регулирования экономического развития территорий, уменьшения межтерриториальных диспропорций, обеспечения экономического роста, увеличения инвестиционной активности на уровне административно-территориальных образований. С другой стороны, через них осуществляется финансирования минимальных социальных потребностей населения, экологических проектов и программ на уровне территориальных образований. Предназначение местного бюджетов в распределении валового внутреннего продукта страны представлено на рис. 1.

Рис. 3 Роль местного бюджета в распределении валового внутреннего продукта (Составлено автором)

Изучение работ украинских [5, 6, 7] и зарубежных учёных [2, 3, 4] показывает, что принципам построения эффективной системы местных бюджетов не уделяется достаточного внимания. Украинские учённые в основном раскрывают те принципы, которые установлены в Бюджетном кодексе Украины. Основываясь на необходимости построения эффективной системы местных бюджетов в Украине, предлагаем на законодательном уровне закрепить следующие принципы их построения (табл. 2).

Таблица 2

Принципы построения местных бюджетов в Украине*

Наименование

Сущность принципа

Значение принципа

Принцип программно - целе-

вого бюджетирования

Управление местным бюджетом должно осуществляться только на основе принципа бюджетирования ориентированного на результат.

Этот принцип позволяет наиболее эффективно формировать и использовать финансовые ресурсы на местном уровне.

Принцип сбалансированности**

Полномочия на осуществления расходов бюджета должны соответствовать объёму поступлений в бюджет за определённый период.

Этот принцип обеспечивает согласованность доходных возможностей и расходных полномочий местных органов власти.

Принцип бюджетной ориентации

Местные бюджеты должны выступать эффективным инструментам проведения государственной бюджетной политики на уровне территориальных единиц.

Этот принцип позволяет наиболее рационально и эффективно распределять централизованные бюджетные средства между уровнями местной власти.

Принцип системности

Финансовые ресурсы местных бюджетов должны быть достаточными для комплексного и системного развития экономического потенциала территориальных образований.

На основании этого принципа достигается эффективное и пропорциональное распределение инвестиционных финансовых ресурсов.

Принцип экономического регулирования

Местные бюджеты должны эффективно влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития муниципальных образований.

Этот принцип позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные финансовые ресурсы между уровнями власти.

Принцип налоговой децентрализации

Местные органы власти должны обладать законодательном правом по увеличению собственной доходной базы.

Этот принцип позволяет расширить финансовые возможности местных органов власти различного уровня.

* Предложенные автором, ** В соответствии с Бюджетным кодексом Украины [1]

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Украины от 08.07. 2010г. № 2456 [Электронный ресурс].: http: // ">www. zakon1. rada. gov. ua / cgi-bin / laws / main.cgi.
  2. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. – М.: Финансы и статистика – 2007. – 500с.
  3. Деружинский Г.В. Теория финансов: монография / Г.В. Деружинский. – Новороссийск: СИМФ, 2007. – 156с.
  4. Кириленко О.П. Місцеві бюджети України (історія, теорія, практика) / О.П. Кириленко. – К.: НІОС, 2000. – 384 с.
  5. Луніна І.О. Податкові повноваження місцевих органів влади / І.О. Луніна // Економіст. - 2001. – №2. – С. 37–39.