Каталог статей |
Есенберлина Д.И., Переплетова А.А.
Антикризисное управление предприятием: цели и содержаниеСовременная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях экономической неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность подвержена различным кризисным ситуациям, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство. Причиной банкротства большинства предприятий в период общего мирового кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового рынка. В этой связи, особенно значимой становится проблема антикризисного управления несостоятельными предприятиями в сложившихся условиях. Антикризисное управление - это управление, включающее комплекс мероприятий, начиная с предварительной диагностики кризиса и заканчивая разработкой и внедрением методов по его устранению и выведению предприятия из кризисного состояния с минимальными потерями, посредством использования всего потенциала предприятия и современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии антикризисной стабилизационной программы. Антикризисное управление это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации. Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:
Причиной возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут быть внешние либо внутренние факторы: 1) внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей, уровень доходов и накоплений населения; величина платёжеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; международная конкуренция; 2) внутренние факторы: ошибочная рыночная стратегия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре и др. Указанные причины влияют на развитие факторов ухудшения финансово-экономического и хозяйственного состояния предприятия. Причины кризиса и банкротства предприятий в большинстве случаев обусловлены непродуманностью системы менеджмента и ошибками управления. Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления:
Процесс антикризисного управления несостоятельными предприятиями должен быть эффективным, то есть, должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на проведение процедуры банкротства не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого необходимо применять некий набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию управления несостоятельными предприятиями в рыночной экономике. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры. По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ – защитная, она основана на проведении сберегающих мероприятий, за счет сокращения всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для значительной, не говоря уже о подавляющей части организаций. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий. Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. Наступательная тактика предусматривает: активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, разработку и внедрение новой структуры управления предприятием, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновление основных фондов, внедрение перспективных технологий, привлечение инвестиций. В стратегии антикризисного менеджмента должны найти отражение процессы интеграции производства, пересмотр действующей структуры управления для более успешного решения стратегических оперативных вопросов выхода из кризиса. Основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта считаются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала. В ходе проведения антикризисного управления разрабатывается комплексная программа, которая должна включать мероприятия по внесудебному оздоровлению предприятия с целью вывода его из кризиса. По нашему мнению, система мер антикризисного управления может иметь следующий вид:
Подводя итоги, можно сделать вывод, что антикризисное управление - это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Современный менеджмент рассматривает антикризисное управление как комплекс мер, охватывающих все сферы управленческой деятельности: финансы, управление персоналом, маркетинг, отношения с прессой, клиентами и поставщиками и другие. Литература:
|