Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миллер А.А. Проблема инвестиционной привлекательности ценных бумаг на региональных финансовых рынкахВ современной российской экономической науке все более актуальными становятся исследования, посвященные региональным аспектам проблем и явлений, имеющих большое значение для развития страны в целом. Изучение локальных особенностей социальных и экономических процессов позволяет использовать дополнительные механизмы (наряду с федеральной политикой) достижения положительного эффекта в рассматриваемой области. В сфере финансовых рынков традиционно выделяется региональный банковский сектор. Функционирование регионального рынка ценных бумаг, напротив, признают не все авторы [1, с. 84]. При этом существует точка зрения, согласно которой региональные рынки ценных бумаг формируются исходя из качества ценных бумаг [2, с. 21-22]. Действительно, ценные бумаги большинства региональных эмитентов характеризуются крайне низкой инвестиционной привлекательностью, что приводит к избыточной концентрации финансовых ресурсов на организованном рынке ценных бумаг. В целом, «региональность» функционирования рынка ценных бумаг проявляется в деятельности региональных участников РЦБ: эмитентов, коллективных и индивидуальных инвесторов, профессиональных участников РЦБ. Эти участники осуществляют коммерческую и/или инвестиционную деятельность на РЦБ, привлекают и перераспределяют финансовые ресурсы. Также участниками регионального рынка ценных бумаг являются территориальные отделения регулирующих органов и саморегулируемые организации (либо их филиалы). Участники (субъекты) регионального РЦБ заинтересованы в его надлежащем функционировании. По степени заинтересованности можно разделить субъектов РЦБ на две группы (Рис. 1):
Рис. 1. Субъекты, заинтересованные в функционировании регионального РЦБ Субъекты, имеющие косвенный интерес в развитии регионального РЦБ, не получают экономических выгод от осуществления деятельности на РЦБ. Так, регулирующие органы (их территориальные отделения) заинтересованы в обеспечении прозрачности и законности деятельности на рынке ценных бумаг, защите прав и законных интересов инвесторов. Саморегулируемые организации обеспечивают соблюдение интересов как инвесторов, так и профессиональных участников – членов СРО, стремятся поддерживать высокий уровень репутации профессиональных участников РЦБ. Региональные власти фактически не являются участниками рынка ценных бумаг (за исключением случая, когда орган исполнительной власти субъекта РФ выступает в качестве эмитента). Однако эффективное функционирование механизма рынка ценных бумаг способно стимулировать инвестиционную активность в регионе, обеспечить реализацию стратегии развития региональной экономики [1]. Следовательно, развитие регионального РЦБ находится в сфере интересов органов исполнительной и законодательной власти субъекта РФ. Субъекты, имеющие прямой интерес в функционировании регионального РЦБ, участвуют в перераспределении финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг (Таблица 1). Таблица 1 Характеристика деятельности субъектов РЦБ на региональном рынке
Однако на практике взаимодействие между региональными участниками РЦБ осложняется ввиду «закрытости» рынка:
В то же время, невысокая степень взаимодействия региональных участников РЦБ объясняется низкой инвестиционной привлекательностью самого объекта отношений – ценных бумаг региональных эмитентов (Таблица 2). Таблица 2 Сравнительная характеристика привлекательности акций на организованном и неорганизованном рынках*
В результате региональные торговые и финансовые посредники (осуществляющие брокерскую и дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами) преимущественно работают на организованном рынке (ММВБ и РТС). Инвесторы также предпочитают вкладывать средства либо на организованном рынке, либо в депозиты банков. Данная проблема имеет системный характер, решить ее административными методами очень сложно. В России существуют стандарты раскрытия информации и рекомендации по реализации корпоративной политики в отношении акционеров («Кодекс корпоративного поведения»), но эмитенты не заинтересованы в соблюдении данных правил и рекомендаций. Кроме того, практически отсутствуют механизмы мотивации эмитентов по повышению качества своих ценных бумаг. При этом в совокупности политика эмитентов в отношении фактических и потенциальных акционеров формирует соответствующую институциональную среду на рынке ценных бумаг региона. В результате большой объем инвестиционных ресурсов перетекает из регионов (т.е. уходит из реального сектора, сферы услуг) на биржевые площадки, усиливая спекулятивную составляющую операций на РТС и ММВБ. Полагаем, что решение данной проблемы может решаться только рыночными рычагами. Усиление конкуренции на рынке сбыта и соответствующая борьба за финансовые ресурсы на рынке капитала будет стимулировать эмитентов более ответственно подходить к повышению прозрачности собственного бизнеса для инвесторов. До этого момента региональный РЦБ, скорее всего, будет оставаться непрозрачным и, как следствие, крайне непривлекательным для инвестиций.
Литература
|