Каталог статей |
Стефанова Е.В., Сардак Е.В. Командообразование как перспективная модель корпоративного менеджментаКомандообразование или тимбилдинг - термин, используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70 годы XX века. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие предприятия, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Построение команды направлено на создание групп специалистов на основе разделение труда, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности [1]. В тимбилдинге можно выделить три основных компонента: стратегический, тренинги, ориентированные на личностный рост; и корпоративные праздники [2]. Стратегическое планирование развития предприятия включает информирование персонала о новых целях и разработку путей их достижения с помощью реализации творческого потенциала работников. Основная цель этого подхода – использование мотивирующего фактора, который предполагает формирование причастности персонала к делам предприятия, понимание способов достижения целей и путей развития предприятия, декларируемых в миссии и не противоречащих его ценностям. При этом стратегический компонент предполагает:
Тренинги, ориентированные на личностный рост, предполагают задания индивидуального характера, когда участнику предлагается преодолеть свой барьер неуверенности и страха, ощущая при этом поддержку команды. Тренинг чаще всего связан с физическим контактом между участниками. В результате этого ощущение доверия и взаимной поддержки переносится и на рабочие отношения. Когда участники оказываются в ситуации, когда справиться с трудностями в одиночку невозможно, они на подсознательном уровне чувствуют преимущества работы в команде. Меняются и сами способы общения между участниками. Если коллектив видит, что руководитель - лидер не только в бизнесе, но и в неформальной ситуации, доверие к нему возрастает. Третий компонент тимбилдинга - корпоративные праздники - акцентирует внимание на совершенствовании корпоративной культуры. Праздник должен быть предсказуем, работать на корпоративную культуру, утверждать корпоративные ценности. В свою очередь, корпоративная культура через взаимоотношения сотрудников отражает их отношение к бизнес-процессам. Одной из идей тренинга является развитие командного единства, признаки которого выделил американский социолог Элтон Мэйо. Так, можно выделить следующие признаки командного единства:
В украинских предприятиях использование тимбилдинга является недостаточным, неполным либо отсутствует в практике управления персоналом. При этом можно отметить, что для формирования командных отношений в отечественных предприятиях все чаще используются техники, которые применяются для развития корпоративной культуры, в частности, воспитание у работников лояльности к предприятию, единение персонала вокруг его целей. В качестве примера положительного эффекта от использования техник обеспечения групповой сплоченности можно рассматривать корпоративную культуру в японских предприятиях. Именно на корпоративной культуре основывалось знаменитое «японское чудо». Успех компаний стал результатом не только применения прогрессивных технологий, но и верного использования национальных и исторических традиций страны для воспитания у персонала корпоративной культуры [1]. Таким образом, применение практики тимбилдинга в управлении персоналом может обеспечить решение как стратегических, тактических, так и оперативных задач. При этом командообразование позволяет решить такие важные задачи кадрового менеджмента, как:
Таким образом, активное использование теории тимбилдинга на практике позволит предприятиям повысить эффективность управления персоналом и обеспечить конкурентные преимущества на рынке труда. Литература:
|