Каталог статей

Корокошко Ю. В., Ширшикова Т.Н.

ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева», Россия

Маркетинговая деятельность некоммерческой организации: сущность, роль и специфика

В настоящее время маркетинговая деятельность имеет решающее значение для развития различных организаций, в том числе и некоммерческих. Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций имеет большую экономическую и социальную значимость, так как способствует повышению эффективности решения широкого круга первостепенных для общества проблем. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя посредством передачи и некоммерческого обмена информацией, сотрудничеством, доверием, уважением и поддержкой. Поэтому, маркетинговая деятельность играет определяющую роль в обеспечении связи предприятия с рынком. Однако вопросам маркетинга в этой области уделяется недостаточно внимания, и лишь отдельные некоммерческие организации определяют необходимость использования маркетингового подхода как одного из важных факторов их эффективной деятельности. В связи с этим, актуальность проблемы исследования маркетинговой деятельности некоммерческой организации, ее сущности, роли и специфических особенностей является обоснованной.

Значение маркетинговой деятельности для некоммерческих организаций в XXI веке возрастает благодаря приобретающей интенсивность передаче государственных программ в частный сектор, росту волонтерского движения и сокращению поддержки из традиционных источников. Наблюдается ускоренное развитие некоммерческого сектора в мировом масштабе и все более активное внимание к проблемам использования стратегий и тактик маркетинговой деятельности некоммерческих организаций.

Возросшая конкуренция за источники финансирования, поиск потребителей некоммерческими организациями обуславливают изменение стратегии их деятельности. Большую актуальность для некоммерческих организаций приобретают задачи маркетинга в области продвижения проектов, формирования репутации, привлечения источников финансирования и другие. Применение маркетинга позволяет некоммерческой организации избежать зависимости от ситуации на рынке, наиболее полно реализовать уставные цели, обеспечить финансовую поддержку. Маркетинговые исследования становятся основой для принятия некоммерческими организациями многих стратегических решений.

Следует отметить, что сегодня ученые выделяют некоммерческий сектор экономики как самостоятельный, «срединный», а его развитие – «промежуточное» между опорой только на рынок и ориентацией только на государство. Главная цель маркетинговой деятельности некоммерческой организации – это максимизация социального эффекта в конкретных условиях рынка и маркетинговой среды субъекта. Все некоммерческие субъекты можно разделить на три вида: 1) Государственные некоммерческие субъекты (органы государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня; местные органы государственной власти и управления; госбюджетные предприятия и организации здравоохранения, науки и культуры; государственные силовые структуры). 2) Негосударственные некоммерческие субъекты (политические партии и движения; профсоюзные организации; некоммерческие благотворительные фонды и различные ассоциации). 3)Физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (независимые политики, ученые, деятели искусства и культуры, миссионеры).

За последнее десятилетие появилось достаточно много работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных маркетинговой деятельности организаций некоммерческой сферы. В разных источниках встречаются следующие различные определения маркетинговой деятельности в некоммерческой организации, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительный анализ научных взглядов на определение «маркетинговая деятельность некоммерческой организации»

Авторы

Определение

маркетинговой деятельности некоммерческой организации

1.Котлер Ф. и Роберто Е.

2.Решетников А.В.

3.Багиев Г.Л.,

Тарасевич В.А. и Анн Х.

«социальный маркетинг»

4.Юрьева Т.В.

«маркетинг некоммерческих организаций»

5.Андреев С.Н.

«маркетинг некоммерческих субъектов»

6.Котлер Ф. и Андерсон А.

«маркетинг неприбыльных организаций»

(англ. Nonprofit-Marketing)

7.Киннел М. и Макдугл Дж.

«маркетинг неприбыльной сферы»

8.Зентес Дж.

«недоходный маркетинг»

(англ.Non-Business-marketing)

9.Багиев Г.Л.,

Тарасевич В.А. и Анн Х.

«бесприбыльный

(некоммерческий) маркетинг»;

«маркетинг неприбыльных образований и организаций»

10. Энциклопедия маркетинга [сылка более недоступна}

«метомаркетинг»

Чаще всего под данными, по существу различными понятиями, рассмотренными в таблице 1, представлены точки зрения авторов о маркетинговой деятельности как идеологии создания, продвижения и реализации конкурентоспособных некоммерческих продуктов, также маркетинговая деятельность определяется в контексте отдельных видов субъектов некоммерческой сферы.

На наш взгляд, маркетинговая деятельность в некоммерческой организации – это деятельность, которая не ставит основной своей целью получение прибыли и направлена на повышение эффективности функционирования некоммерческой организации за счет привлечения экономических ресурсов необходимых для ее обеспечения. Это может быть маркетинговая политика по привлечению целевых средств, новых участников организации, добровольцев. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя посредством передачи (некоммерческого обмена), о чём свидетельствует ответная позитивная реакция общества на результаты деятельности некоммерческой организации.

Важно отметить, несмотря на то, что в маркетинге некоммерческих организаций интенсивно используются концепции коммерческого маркетинга, маркетинговая деятельность этого специфического сектора сложнее и имеет свои специфические особенности. Американский экономист Майкл Ротшильд выделяет следующие специфические особенности маркетинговой деятельности некоммерческой организации:

  • Для специалистов по маркетингу некоммерческих организаций обычно в очень ограниченном объеме доступны качественные вторичные сведения об особенностях клиентов, их поведении, предпочтениях, образе мышления и мнениях по сравнению с информацией, находящейся у специалистов по маркетингу коммерческих организаций.
  • Трудность получения от клиентов некоммерческих организаций достоверных исследовательских данных, которые могли бы являться основой для принятия маркетинговых решений.
  • В коммерческом секторе организации часто возможно модифицировать предложение таким образом, чтобы оно максимально полно удовлетворяло нужды и ожидания потребителей, а в некоммерческом секторе такая возможность затруднительна.
  • Поскольку сферы деятельности, в которых работают некоммерческие организации, непосредственно связаны со сложным комплексом поведенческих схем и отношений, они должны снабжать потребителей большими объемами информации.
  • Поскольку многие перемены, проводимые с помощью маркетинговых программ некоммерческих организаций, имеют за собой неизмеряемые социальные и психологические преимущества, часто бывает трудно представить эти предложения в средствах массовой информации.
  • Некоммерческие организации и потребители, которые вносят собственный вклад в деятельность некоммерческого сектора в качестве времени и финансовых средств, осуществляют свою деятельность и решают стоящие перед ними задачи, особенно соблюдая моральные и этические нормы. Некоммерческие организации обязаны придерживаться в этом максимально высоких стандартов.

Другие авторы выделяют еще несколько особенностей маркетинговой деятельности в некоммерческом секторе. Если в коммерческой организации показателем успешной маркетинговой деятельности может являться получаемая прибыль, то для некоммерческой организации такой показатель не является способом оценки эффективности деятельности. Эффективность некоммерческих организаций определяется «общественной выгодой».

Маркетинговую деятельность осуществляют не только некоммерческие организации, обеспечивающие наиболее существенные потребности общества, но и организации государственных структур. Так, вопросам организации и управления маркетингом в государственных учреждениях информационных ресурсов, а также проблемам распространения официальных статистических данных в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия уделяется повышенное внимание, поскольку эффективное управление процессом маркетинговой деятельности в некоммерческой организации позволяет решать долгосрочные стратегические задачи, осваивать новые направления деятельности и адаптироваться к социально-экономическим условиям современной действительности.

Таким образом, маркетинговая деятельность становится активным элементом политики не только коммерческих, но и некоммерческих организаций. В некоммерческом секторе маркетинговую деятельность осуществляют организации, заинтересованные в реализации их уставных целей, завоевании доверия у потребителей, общественности, инвесторов, а также в эффективной конкурентной борьбе с коммерческим сектором за источники доходов и интересы потребителей.

Общественная значимость и ценность некоммерческого маркетинга определяется тем, что он способствует наиболее полному и эффективному удовлетворению таких первостепенных потребностей общества, как потребность в самосознании и самореализации, потребность в реализации гражданских прав и свобод, потребность в безопасности, потребность в здравоохранении, образовании и социальной защищенности.

Литература:

  1. Андреев, С.Н., Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект /С.Н. Андреев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №4 Режим доступа: [сылка более недоступна}
  2. Андреев,С.Н.,Маркетинг некоммерческих субъектов.–М.:Финпресс, 2002.
  3. Андреев, С.Н., Маркетинг отношений в некоммерческой сфере /С.Н. Андреев// Некоммерческие организации в России.–2005. – №2 Режим доступа: [сылка более недоступна}
  4. Андреев, С.Н., Маркетинговые особенности некоммерческой сферы в России/С.Н., Андреев //Некоммерческие организации в России. 2002. №6.
  5. Андреев, С.Н., Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов /С.Н. Андреев // Маркетинг в России и за рубежом.–1999.– №5 Режим доступа: [сылка более недоступна}
  6. Котлер Ф.,Андерсен Алан Р., Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007.
  7. Кузнецова, Ю.В., Ширшикова, Т.Н. Особенности применения маркетинга в некоммерческих организациях /Ю.В. Кузнецова, Т.Н. Ширшикова //Маркетинг XXI века: от философии до инструментария: коллективная монография. – Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2009. – С.14 – 17.
  8. Некоммерческий сектор в мировой экономике // Экономика и управление в зарубежных странах. – 2008, №12. – С. 32 – 42.