Каталог статей |
Галушкова К.А. Современные подходы к стратегическому управлению инновационной конкурентоспособностьюПонятие «стратегия» пришло в экономику из теории управления, где с 1950-х гг. применялось в контексте деятельности организации (фирмы, компании). Прежде всего, стратегию необходимо понимать как долгосрочное направление развития, определенное с учетом внутренних возможностей и положения в окружающей среде, приводящее субъекта к поставленным целям. Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритетные проблемы и ресурсы для достижения основной цели [1]. Наличие определенной стратегии (развития, конкурентоспособности и т.п.) и качество этой стратегии является весомым конкурентным преимуществом субъекта конкурентных отношений. Опыт работы многих отечественных и зарубежных компаний подтверждает, что в современной конкурентной борьбе выигрывают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом, позволяющим им формировать и удерживать в течение длительного времени свои конкурентные преимущества. Для чего должен быть обеспечен системный подход к разработке организационно-экономических мероприятий, направленных на достижение высокой конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции. Это заставляет руководителей предприятий находиться в постоянном поиске новых подходов и инструментов управления конкурентоспособностью. Необходимо отметить, что конфронтационные стратегии, направленные на агрессивное вытеснение соперника с рынка, все менее соответствуют требованиям инновационной конкуренции в условиях современного этапа глобализации. Выделим типы конкурентных стратегий, соответствующие современной парадигме конкуренции – стремиться не к уничтожению конкурента ради достижения и усиления собственного лидерства, а к усилению конкурентных преимуществ, развитию и самосовершенствованию компании в ходе конструктивного взаимодействия с конкурентами, путем получения инновационных идей для создания новых продуктов, технологий, бизнес – моделей. Конкурентная стратегия глобальной ниши, используется как малыми, так и крупными предприятиями, состоит в фокусировании на удовлетворении особых потребностей рынка. Предприятие сосредоточивает свои усилия на той узкой сфере, в которой оно располагает конкурентным преимуществом. Интеграционная (кооперационная) стратегия основана на выводе о нецелесообразности конфронтации, и необходимости совместной деятельности компаний для лучшего достижения целей. Создание стратегических альянсов компаний стало характерной чертой современной экономики. Если до недавнего времени участие в стратегических альянсах давало возможность компаниям средних размеров успешнее конкурировать с гигантами на рынке, являлось средством для преодоления торговых ограничений и быстрого проникновения на новые рынки, то в современных условиях инновационного развития стратегические альянсы превратились в эффективную модель интегративного конкурентного поведения. Еще одним примером интеграционной (кооперационной) стратегии стало широкое внедрение глобальными компаниями - лидерами бизнес - моделей производственных сетей - «глобальных цепочек добавленной стоимости» и «глобальных цепочек поставок» на основе привлечения по субподряду и по контрактам независимых компаний, в том числе малого и среднего бизнеса. Инновационные стратегии основаны на использовании конкурентного преимущества, полученного в результате использования принципиально новой технологии, товара, организационного или маркетингового метода, или их комбинации. Cочетание инновационных и кооперационных стратегий заложено также в бизнес – модели «открытых инновационных сетей», основанной на концепции «открытых инноваций» Г. Чесборо. Модель предполагает создание широкой сети предприятий – партнеров, обменивающихся идеями и технологиями на рыночной основе, развитие аутсорсинга в научно-исследовательской сфере, активное включение потребителей в инновационный процесс и дальнейшую коммерциализацию технологий вне компаний, где инновация была произведена или впервые применена. [2]. Имитационные стратегии связаны с инновационными стратегиями. Имитационная стратегия предполагает изучение со стороны предприятий-имитаторов реакции рынка на инновационный товар. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами. Имитационная стратегия на потребительском рынке обеспечивает предприятию низкие накладные расходы, низкие издержки производства, ценовое лидерство и минимизацию рисков. Однако, поскольку ситуация на каждом конкретном рынке уникальна, каждое предприятие должно разработать для себя индивидуальную стратегию, основанную на анализе существующих возможностей и рисков. Литература:
|