Каталог статей

Дмитриева Е.И., Сидорова Е.Е.

Роль бенчмаркинга в развитии интеллектуального капитала организации

В настоящее время интеллектуальный капитал приобретает все большее значение в повышении эффективности деятельности организаций и становится одним из важнейших источников получения прибыли. Именно наличие интеллектуального капитала в организации позволяет получить значительное преимущество в конкурентной борьбе. Интеллектуальный капитал – это нематериальные активы, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества [1, с. 39]. Интеллектуальный капитал любой организации включает в себя следующие три компонента: человеческий капитал, структурный (организационный) капитал, клиентский (потребительский) капитал. Человеческий капитал рассматривается как совокупность коллективных знаний сотрудников, компетенция и способности персонала компании, их творческие способности, предпринимательские и управленческие навыки [3, с. 55]. Структурный капитал – это инфраструктура компании, интеллектуальная собственность, а также научно-технические исследования и разработки, ноу-хау, идеи, изобретательская деятельность [3, с. 55]. И наконец, клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами [3, с. 55].

Для совершенствования деятельности организации, получения новых конкурентных преимуществ необходимо постоянно развивать интеллектуальный капитал. Одним из способов достижения такого развития является увеличение человеческого капитала посредством создания корпоративных систем обучения (КСО). Организациям необходимо постоянно проводить оценку эффективности созданных корпоративных систем обучения, измерять показатели активности корпоративных систем обучения и проводить анализ полученных данных путем сравнения их с какой-либо нормой, средними данными по отрасли или данными лидеров рынка. Сравнение показателей возможно при применении организацией такого современного метода управления как бенчмаркинг.

Под бенчмаркингом понимается процесс постоянного измерения и сравнения методов и результатов работы организации, отдельных ее подразделений и функций, процессов, производимых товаров и услуг с организациями, выбранными образцами для подражания с целью сбора информации, которая поможет рассматриваемой организации определить направление своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы и повышению конкурентоспособности [4, с. 7]. Бенчмаркинг корпоративных систем обучения является функциональным, так как в его основе сравнение корпоративных систем обучения по функциям. Сравнение со средними данными по отрасли позволяет выявить наличие определенной функции, которая является общепринятой практикой на рынке. Если в организации, проводящей сравнение, нет этой практики, то ее необходимо внедрить. Если же лучшие компании развивают определенную функцию, ее можно считать лучшей практикой и брать за основу.

Кроме того, бенчмаркинг корпоративных систем обучения может быть внутренним и внешним. Внутренний бенчмаркинг направлен на анализ показателей эффективности в сравнении с теми же показателями за предыдущие годы деятельности организации. Внешний бенчмаркинг предполагает сравнение показателей с аналогичными показателями компаний из других отраслей либо с показателями конкурентов и лидеров рынка.

Благодаря бенчмаркингу корпоративных систем обучения организация может определить, насколько успешно используются имеющиеся у нее ресурсы, оценив как количественные, так и качественные показатели. В рамках бенчмаркинга возможна оценка следующих количественных показателей: бюджет и статьи затрат на обучение и развитие персонала; распределение затрат на обучение для различных уровней персонала; затраты на обучение одного сотрудника; количество часов обучения одного сотрудника [2]. К качественным показателям, сравниваемым при проведении бенчмаркинга корпоративных систем обучения, относятся: управление учебными планами; методы обучения применительно к различным категориям персонала; структура отдела, занимающегося обучением и развитием персонала; системы управления процессом обучения; взаимодействие с государственными образовательными учреждениями [2] .

Полученные результаты бенчмаркинга являются основой дальнейших решений, направленных на оптимизацию корпоративных систем обучения, создание наиболее эффективных программ обучения за счет минимального бюджета. Результаты бенчмаркинга также помогают выявить, за счет каких методов и нововведений в системе обучения возможно провести оптимизацию и где могут возникнуть проблемы или ошибки, приводящие к увеличению затрат на обучение персонала.

Для того чтобы бенчмаркинг служил эффективным инструментом повышения эффективности корпоративных систем обучения, он должен стать частью стратегии корпоративной системы обучения, так как в этом случае бенчмаркинг будет являться постоянным и непрерывным процессом совершенствования деятельности организации. Кроме того, регулярность проведения бенчмаркинга корпоративных систем обучения позволяет проанализировать, насколько успешно прошла корректировка и оптимизация корпоративных систем обучения и, в случае необходимости, провести дополнительные мероприятия по повышению эффективности отдельных ее элементов.

Литература:

  1. Касаев, Т. Т. Интеллектуальный капитал как фактор инновационного развития экономики / Т. Т. Касаев // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2007. – №3. – С. 38-44.
  2. Лысак, А. Бенчмаркинг как инструмент оценки корпоративных систем обучения [Электронный ресурс] / А. Лысак. – 2010. – Режим доступа : [сылка более недоступна}
  3. Просвирина, И. И. Интеллектуальный капитал российских предприятий : оценка и перспективы / И. И. Просвирина // Инновации. – 2005. – №10. – С. 54-58.
  4. Шаховская, Л. С. Бенчмаркинг : теория и практика : учеб. пособие / Л. С. Шаховская, Е. Е. Сидорова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 156 с.