Каталог статей

Магистр экономики Череева Б.Т.
Костанайский государственный университет им.А.Байтурсынова

Основы фундаментального анализа фондового рынка

Для успешной работы на финансовых рынках необходимо постоянно выполнять текущий и перспективный анализ ситуации на рынках, необходимо владеть надёжными методами анализа различных инструментов и прогнозирования изменения их цен и доходности.

Особенностью фундаментального анализа является то, что с его помощью производится рассмотрение существа происходящих на рынке процессов, изучение причин, вызывающих изменение экономической ситуации, выявление при этом сложных взаимосвязей между различными явлениями, происходящими на исследуемом рынке и его секторах, на смежных рынках. Кратко можно сказать, что фундаментальный анализ изучает причины, двигающие рынком.

В полном объёме фундаментальный анализ выполняется на четырёх основных уровнях или этапах, но при необходимости можно сокращать объёмы или исключать определённые этапы этого анализа. Такой вариант направления анализа часто называют анализом «сверху вниз».

Условно этапы анализа можно показать следующей схемой:

  • А – рассмотрим состояние экономики и фондового рынка в целом
  • Б – отраслевой или индивидуальный анализ
  • В – региональный анализ
  • Г – анализ инвестиционной привлекательности объектов инвестиций
  • Д – формирование инвестиционной стратегии

А. Макроэкономический анализ. Важнейшим направлением и первым этапом фундаментального анализа является общеэкономический и макроэкономический анализ. В этом методе анализа используются различные исследования ситуации на рынке на основе изучения спроса и предложения и ряда макроэкономических факторов.

Известно, что цены на фондовом рынке зависят, прежде всего, от объёма предлагаемых на продажу ценных бумаг (предложение) и объёма капиталов, которые в текущий момент инвестируются в ценные бумаги (спрос), то есть соотношение спроса и предложения определяет конъюнктуру фондового рынка. И такая конъюнктура в различные периоды может сильно отличаться. В периоды высокой конъюнктуры отмечается прирост денежной массы, направляемой на фондовый рынок, что приводит к повышению курса для уравновешивания цены и часто к постепенному снижению доходности. При низкой конъюнктуре отмечается превышение объёма ценных бумаг, предложенных на продажу, платёжеспособному спросу и в этой ситуации наблюдается отток капиталов из соответствующих секторов фондового рынка и держатели ценных бумаг могут их реализовать только при согласии на снижение цен.

Приведём основные макроэкономические показатели, которые следует учитывать при проведении фундаментального анализа:

  • правовые основы инвестиционной деятельности;
  • состояние, устойчивость, сбалансированность и перспективы роста экономики страны, состояние инвестиционного рынка (спрос и предложение);
  • текущие темпы инфляции и ожидание их изменений;
  • средняя ставка процентов по вкладам в банки;
  • конъюнктура мировых товарных рынков, рынков драгоценных металлов, недвижимости и других;
  • способы государственного регулирования экономики;
  • процессы потребления и накопления и другие факторы и показатели.

Б. Отраслевой или индустриальный анализ как часть фундаментального анализа позволяет классифицировать отрасли по деловой активности, по стадиям развития и привлекательности для инвестиций. Известно, например, что при снижении цен на рынке наиболее сильно падает курс тех акций, которые принадлежат к группе отраслей, отличающихся циклическим развитием или имеющих под собой слабую основу, продукция которых сильно зависит от ситуации и конъюнктуры на рынках. А отрасли, имеющие монопольное положение на рынке или отрасли, производящие необходимую для потребителей продукцию или услуги, могут сохранить своё положение и даже открыть новый сектор производства и продаж. Также отраслевой анализ включает изучение делового цикла в экономике и отдельных отраслях, изменения различных отраслевых показателей и индикаторов.

В. Региональный анализ. Следующим этапом фундаментального анализа является региональный анализ или выбор соответствующих регионов для инвестиций, выбор предприятий по регионам страны в соответствии с заранее определенными критериями или требованиями к региональной политике и экономике. Региональные факторы, как и отраслевые, носят устойчивый характер сроком не менее года. Отраслевой и региональный анализ проводится экспертным путём.

Г. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий. Заключительным этапом фундаментального анализа является выработка конкретной инвестиционной стратегии и выбор направлений инвестиций с учётом вероятного риска и доходности, выявление недооценённых рынком акций. При этом имеются различные подходы к методам такого анализа. Прежде всего, это анализ конкретного предприятия, и в том числе состояние и перспективы развития менеджмента на данном предприятии, организационные и коммерческие условия работы, а также анализ финансового положения компании.

Финансовая оценка компании проводится по четырём основным группам показателей:

  1. оборачиваемость активов;
  2. рентабельность активов (капитала);
  3. показатели финансовой устойчивости;
  4. ликвидность активов.

Важной частью этого этапа является анализ рынка ценных бумаг и поиск тех компаний, цены на акции которых будут расти или временно недооценены. При этом изучается доходность акций. На этом этапе анализа также следует рассматривать состав руководства компанией, практика управления компанией, её отчётность, открытость, состав владельцев крупных пакетов акций. Следует сравнить доходность ценных бумаг данной компании с доходностью других ценных бумаг на рынке, обязательно анализируется финансовая отчётность компании.

Применение методов фундаментального анализа позволяет перейти от спекулятивных операций к портфельным инвестициям, позволяет получить большую устойчивость операций и меньшее влияние рисков. Считается, что поиск и использование для принятия решений фундаментальных закономерностей рынка может дать значительно больше валовой прибыли за счёт вложения крупных сумм, чем рискованные операции малыми суммами.

Литература:

  1. Чуб Б.А. Корпоративное управление, - СПб.: Питер, 2004
  2. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006