Каталог статей |
Кондрашова И.В., Король Я.С., Маловецька Д.П., Ткачук У.В. Обеспечение контроллинга в системе управления предприятиемСовременное состояние рынка предполагает постоянное усложнение ориентации предприятия, что ведет не просто к возрастанию роли управления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. В этих жестких условиях перед руководителями все чаще встает задача недопущения банкротства и предотвращения кризисной ситуации. Поэтому контроллинг является одним из наиболее актуальных вопросов, который стоит перед предприятиями для обеспечения выживаемости предприятия на этапах оперативного и стратегического управления. Он является механизмом саморегулирования на предприятии, который обеспечивает обратную связь в контуре управления. В данной статье хотелось бы рассмотреть понятие контроллинга, его аспекты, задачи, функции и цели, и необходимость внедрения служб контроллинга на предприятиях Украины. В зарубежной литературе понятие контроллинга достаточно широко и разнообразно. В одном из современных немецких экономических словарей контроллинг определяется как концепция информации и управления. Не следует путать "контроль" и "контроллинг", т.к. контроль является одной из функций контроллинга. М. Мескон и Ф. Хедоури понимают контроллинг как процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. В отечественной литературе чаще всего контроллинг определяют как систему учёта и контроля на предприятии. По мнению Э. Майера контроллинг – это руководящая концепция эффективного управления предприятием и обеспечения ее долгосрочного существования. Р. Герсне и П.Хорват определяют контроллинг как функцию в поддержку менеджмента, руководства. В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления предприятием. Наиболее точным является понятие контроллинга как концепции системного управления и способа мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации. Понятие "контроллинг" включает в себя 2 аспекта: 1) контроллинг как процесс интеграции методов учёта, анализа, планирования, нормирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на её основе управленческих решений; 2) контроллинг как система, которая управляет экономикой предприятия, ориентирована не только на достижение текущих целей в виде получения прибыли или минимизации убытков, но также и на обеспечение платёжеспособного состояния предприятия, направлена на достижение глобальных стратегических целей. К основным причинам появления на современных предприятиях такого нового направления учетно-экономической работы как контроллинг можно отнести:
На протяжении всего своего развития контроллинг был и остается объективно необходимым для успешного и эффективного ведения бизнеса. С успешностью бизнеса связана целевая ориентация контроллинга. Основная цель контроллинга - реализация глобальных и локальных целей предприятия. Поскольку главной стратегической целью коммерческого предприятия является максимизация прибыли и повышение рентабельности деятельности, то основной функциональной задачей контроллинга является управление затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия. В сфере управленческого учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Что касается службы контроллинга, то она принимает действенное участие в разработке базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), а также координирует отдельные планы по времени и содержанию, проверяет составленные планы на полноту и напряженность. Участвует в составлении единого оперативного плана предприятия. Более того, руководство процессом бюджетирования является одной из основных задач контроллинга. При этом следует отметить, что служба контроллинга не должна определять, что планировать, а должна рекомендовать, как и когда планировать, насколько детально это нужно делать, а также заранее оценить возможности реализации запланированных мероприятий, установить максимальные границы отклонений факта от плана, что особенно важно для повышения эффективности бюджетирования на предприятии. Таким образом, можно сделать вывод, что контроллинг – это определенная концепция руководства предприятием, ориентированная на его долговременное и эффективное функционирование в постоянно меняющихся хозяйственный условиях. Поэтому для достижения успеха предприятию необходимо внедрять в практику систему контроллинга. Но, к сожалению, на многих предприятиях Украины данная система отсутствует или находится на начальной стадии внедрения. Поэтому большинству предприятий было бы полезным углубиться в проблематику внедрения систем и служб контроллинга.
Литература:
|