Каталог статей

ассистенты кафедры экономической теории
Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа
Савчин И.З., Романко О.П.

Внедрение кредитно-модульной системы при изучении курса «Основы экономической теории»

Важным направлением Болонского процесса является внедрение кредитно-модульной организации учебного процесса [1,2]. Дисциплина «Основы экономической теории» изучается студентами нефтяных специальностей на третьем курсе. В основе учебного процесса заложены следующие принципы:

  1. внедрение разных видов стимулирования самостоятельного овладения студентами необходимого учебного материала;
  2. обеспечения объективности в оценивании знаний;
  3. увеличение ответственности студента за результаты своей работы;
  4. систематичность усвоения программного материала на протяжении семестра;

Рабочая программа дисциплины включает всего 108 часов (3 кредита), в том числе лекции 18 часов (0,5 кредита), практических занятий 36 часов (1 кредит), самостоятельная работа 54 часа (1,5 кредитов). В ней четко выписана цель изучения, задания дисциплины и учет дисциплин, которые обеспечивают изучение данного курса. Отработка учебного материала происходит по определенным модулям (блокам), которых есть пять, в частности:

  1. Общетеоретические основы курса (М1)
  2. Основы макроэкономики (М2)
  3. Основы микроэкономики (М3)
  4. Управление в рыночной экономике (М4)
  5. Современное мировое государство (М5)

В свою очередь модули (блоки) разбиты на содержательные модули (СМ) и учебные элементы (УЭ). Такая конструкция рассматривается как некоторый отчет научной информации, который имеет самостоятельную логическую структуру и содержание которой разрешает оперировать этой информацией в процессе умственной деятельности студента. Модульная организация содержания учебной дисциплины помогает глубокой аналитико-логической работе над смысловой нагрузкой.

Другое условие реализации модульного принципа дает возможность выделить основные идеи профессиональной деятельности.

Основной формой активизации учебной деятельности студентов является лекция, на которой подаются только основные программные вопросы. Преподаватель ориентирует студентов на творческое овладение материалом, дает установку для самостоятельной работы над конспектом, научным пособием, справочно-нормативными документами.

Лекционный курс проходит по конкретному плану с перечнем литературных источников, ответами на конкретно поставленные вопросы, освоением необходимой информации.

Во время лекционных занятий реализуются следующие задания:

  • Побудительные – реализация способности лекционного таланта и технических возможностей;
  • Развивательные – повышение педагогического мастерства, настойчивости и других педагогических качеств;
  • Диагностические - выявления пробелов в методике преподавателя и соответственно знаний студентов;
  • Коррекционные – внесения позитивных изменений в смысл учебного процесса.

Правильно выстроенная лекция способствует как усвоению знаний, полученных во время лекций, так и воспитывает любовь к труду и будущей специальности.

Позитивные эмоции во время преподавания студент получает за счет создания рабочей обстановки, изменения интонации, хорошим настроем [4].

Лекция должна сопровождаться проблемно-ситуационными вопросами, использованием сравнений, аналогий и др.

Например, на занятии, тема которого: «Экономическая система общества и собственность» лектор студентам задает вопрос и строит лекцию в форме диалога. Перечень основных вопросов:

  1. В чем суть экономического производства?
  2. Каковы элементы экономической системы?
  3. Виды экономических систем и их признаки?
  4. В чем заключается исторический процесс развития экономической системы общества?
  5. Какая экономическая система характерна для украинского общества?
  6. Каковы экономические проблемы Украины на пути построения экономической системы на данный момент времени?
  7. Какой вид собственности доминирует в Украине?

Изложение учебного материала сопровождается сравнениями и аналогиями:

  • Особенности экономической системы Украины и экономически развитых странЕвропы?
  • Какие элементы экономической системы являются общими для постсоветских стран и Украины?
  • Известные пути усовершенствования экономической системы Украины для достижения самого эффективного результата развития экономического общественного производства;
  • Недостатки приватизации и разгосударствления собственности Украины.

Стремительное развитие информационных технологий позволяет широко использовать на лекциях дидактические возможности компьютерной техники [5]. Пример, использование слайдов: «Системы экономических отношений», «Типы экономических систем»,«Место собственности в экономической системе» и др.

Практическое семинарское занятие обеспечивает умение самостоятельно выбирать из изученного материала необходимую информацию для решения определенных экономических проблем и задач. На этих занятиях развивается умение мыслить, самостоятельность, формируется научное мировоззрение, экономическая культура.

Важное значение имеют формы и методы организации самостоятельной работы.

Творческий подход к изучению этой дисциплины обеспечивают также студенческие конференции, на которых формируются свои взгляды на конкретные вопросы, происходит обмен информацией. По рекомендации кафедры демонстрируются материалы олимпиад, полученные дипломы, грамоты студентов и творческие работы (рефераты, схемы).

Анализ вышеизложенной структуры можно обязать логической схемой, которая обеспечивает активизацию учебы.

Для студентов разработан информационный пакет, который состоит из рабочей программы, учебных пособий и методических материалов, тестового контроля знаний, разработаных дидактических материалов дистанционного обучения. Во время изучения дисциплины используются система трансфера кредита (ECTS), которая дает возможность отобразить объем работы по данному предмету, научного плана относительно общего количества работы (лекций, практических семинарских занятий, консультаций, самостоятельной работы, экзамена). В частности, кредиты, которые отводятся на лекции, практические семинарские занятия и самостоятельную работу относятся между собой как 1:2:3.

Рассмотрим научно-методическое задание, которого требует тема ”Основы макроэкономики М2” и на которое отводится всего 58 часов:

  • лекционные занятия - 8 (0,2 кредита).
  • практические семинарские занятия - 20 (0,5 кредита).
  • самостоятельная работа - 30 (0,8 кредита).

В дальнейшем возникают проблемы реализации современных технологий во время изучения смысловых модулей:

  • “Макроэкономика и ее показатели “(СМ1)
  • “Экономический рост и цикличные колебания» (СМ2)
  • “Рынок как экономическая форма организации общественного производства» (СМ3)
  • “Рынок товаров и услуг “ (СМ4)
  • “Финансовой рынок и механизм его регулирования “(СМ5)
  • “Рынок и заработная плата “(СМ6)

На лекциях преподаватель подает основные теоретические положения, используя диалоги, дискуссии, полемику и информационные технологии [3,4]

К данной модульной тематике разработаны практические семинарские занятия:

  • “Макроэкономика и ее показатели” (4 часа).
  • “Экономический рост и цикличные колебания» (2 часа).
  • «Рынок товаров и услуг» (2 часа).
  • «Финансовый рынок и механизм его регулирования (6 часов).

Каждое семинарское занятие наполнено определенным содержанием (тематикой рефератных работ, докладом, подбором литературных источников). Эффективность этих занятий зависит от подготовки студентов, их мышления, интересов в усвоении знаний, умений и навыков.

Поэтому возникает потребность помочь студентам улучшить самостоятельную работу, а именно:

  • разработать для них методические указания по усовершенствованию самостоятельной работы и задания для самоконтроля;
  • ознакомить студентов с требованиями и системой контроля знаний и умений;
  • сложить задания разных уровней сложности с использованием модульной системы оценки знаний;
  • создать условия и определить время на выполнения заданий.

Методика проведения практических занятий зависит от поставленных дидактически - методических заданий. Чаще используются инновационные технологии, которые дают возможность не только освоить программный материал, а и узнать мир путем активного диалога с ним (миром), самому искать ответы. Используется чаще индивидуально-кооперативное обучение [5]. Индивидуальное – это активная, конструктивная и результативная, самостоятельная деятельность студента.

Кооперативно-активная деятельность в малых группах на семинарских занятиях, созданных для рассмотрения разных ситуаций и требует использования активных методов: дискуссия, полемика, разные виды игр, презентация.

В последнее время среди инновационных методов обучения на одно из первых мест выходит метод конкретных ситуаций или Кейс – метод[7].

По этому методу студентам предлагается использовать жизненную ситуацию. Описание этой ситуации одновременно отображает не только какую-то практическую проблему, но и активизируется определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначности.

Для студентов третьего курса внедрение этого метода имеет свои цели, а именно:

  • студенты должны отвечать по плану программы курса;
  • студенты проявляют свою заинтересованность, показывают надлежащую теоретическую и практическую подготовку;
  • студенты в любой момент должны подготовить устный компетентный ответ во время учебного процесса, например, рассмотрим изучение темы «Фирма в системе рыночных отношений».

Фаза работы

Действие преподавателя

Действия студентов

До занятия

Изучаются основные и вспомогательные материалы, темы, какими будут пользоваться студент во время подготовки к занятию

Получают название темы и перечень рекомендованных литературных источников индивидуально готовятся к занятию по теме.

Во время занятий

Организовывает предварительное обсуждение темы. Делит академгруппу на подгруппы (команды). Руководит обсуждением темы.

Направляет обсуждение обозначенной темы по основных из рассматриваемых вопросов.

Команды выбирают модератора (капитана, руководителя). Ставят вопросы для углубленного понимания темы и проблемы которая рассматривается. Разрабатывают варианты решения вопросов, которые появляются во время обсуждения темы. Выслушивают мысли коллег студентов, поддерживают или возражают им.

После занятия

Оценивает работу каждого студента и группы в целом. Оценивает принятие решений на поставленные задания.

Составляют письменный отчет о занятии по теме и вопросам обсуждения.

Записывают обсужденные вопросы темы для дальнейшего использования.

Наполнения кейс темы: “ Фирма в системе рыночных отношений “.

Для группы А задание: “Фирма как объект и субъект микроэкономического анализа в системе рыночных отношений.” Студентам следует сформировать ряд проблем с которыми встречаются в наше время фирмы в хозяйственно-экономических отношениях. Классификация их по степени значимости и источников проявления. Рассмотреть варианты решения мнимых препятствий по развитию фирмы в сегодняшней экономической системе.

Задания для группы Б: “Фонды фирмы, их виды. Кругооборот и оборот фондов”. Группе студентов необходимо ознакомится с видами фондов фирм и с источниками их формирования. Рассмотреть кругооборот фондов на примере конкретной фирмы и выяснить методы усовершенствования оборота фондов. Для аналогии рассмотреть иностранные фирмы , которые развиваются в рыночной системе европейских стран.

Для группы В задание: “Время оборота фондов и его составные части. Число оборота фондов.” Студенты этой группы изучают время оборота фондов , рассматривают количество оборотов фондов. Делают анализ оборотных фондов конкретной фирмы за год.

МКС эффективно действует в сочетании с другими методами преподавании.

Важным моментом всех новейших методик и технологий является индивидуальная работа преподавателя и студента. В беседе “с глазу на глаз” можно выявить слабые места в его знаниях, указать пути их усовершенствования.

Современные информационные технологии дали возможность использовать для самостоятельной работы электронные учебники, консультации в on-line режиме, интернет-информацию[8].

Контроль знаний студентов эффективен, если оцениваются разные виды работы студентов. Это обеспечивает кредитно-модульная система.

Вывод:

Обеспечение инновационности учебного процесса требует:

  • инновационности преподавателя, которая зависит от его профессионального мастерства, личной мотивации и личных усилий;
  • инновационности технологий обучения, которая определяется умением использовать технические средства обучения, в частности,мультимедийные технологии (электронный учебник, тренажер с отдаленным доступом, дистанционные тесты, учебные видеофильмы, справочники, базы данных, и др.);
  • эффективное соединение в научно-воспитательном процессе комплекса: преподаватель + студент + учебный материал + средства обучения.
Литература
  1. Министерство образования и науки Украины (2005 г.). Приказ Министерства образования и науки Украины № 774 от 30.12.2005г. «О внедрении кредитно – модульной системы организации учебного процесса».
  2. Высшее образование Украины: Болонский процесс. Учебное пособие под ред.. В.Г.Кременя – К. : Освіта, 2004 г.
  3. Сисоева С.О. Образовательные технологии: методический аспект. «Професійна освіта. Педагогіка і психологія» под ред. Зязюна И.А., Левовицкого Т.Р., вып..К.:2000.
  4. Доля ВА.Т., Смоленский С.Н. Использование современных технологий. Экономический анализ – К.:Кондор, 2007.
  5. Козаков В.А. Дзвинчук Д.И. Психолого-педагогическая подготовка в непедагогических университетах: методология и практика. К.: 2003.
  6. Поращенко Л.К. Тестовые технологии в работе учебного заведения.
  7. Науковий світ. №5. 2006.
  8. Шеремета П.М.,Канищенко Л.О. Кейс – метод: Об опыте преподавания в украинской бизнес - школе. Под ред..Сидоренко О.Г. – К.:Центр инноваций и развития.1990.
  9. Гуревич Р.С. Использование информационных технологий в учебном процессе. – К.,2002.