Каталог статей |
К.т.н., доцент Сыздыкбаева Б.У.
Д.э.н., профессор Раимбеков Ж.С.
Методические основы формирования и развития единой транспортно-логистической системы КазахстанаВ качестве методологической базы создания модели единой транспортно-логистической системы Казахстана целесообразно использовать концепцию, представляющую собой синтез разноуровневых подходов: микроэкономического, мезоуровня, макроэкономического. Этот подход подтверждается выделенными в исследованиях [1, 2] критериями и принципами, которые, опираясь на теорию системного анализа, рассматривают развитие транспортно-логистических систем как объективной возможности удовлетворять потребности в региональных транспортно-логистических услугах. В соответствии с теорией систем единая интегрированная транспортно-логистическая система (ТЛС) определен нами, как мноуровневая и многофункциональная система, состоящая из микро-, мезо- и макроуровней, удовлетворяющая не только потребности в транспортно-логистических услугах, но и повышающая конкурентоспособность региона. Таким образом, методология формирования единой интегрированной ТЛС многоэтапна и многоуровнева, состоит из следующих уровней:
Рассмотрим каждый из указанных уровней развития транспортно-логистического комплекса. Первый уровень характеризуется низким уровнем взаимодействия по сути разрозненных и разобщенных транспортно-логистических инфраструктур. В настоящее время этот уровень развития не удовлетворяет потребности казахстанской экономики. На втором уровне должны создаваться транспортно-логистические центры с понятными и общепринятыми для потребителей правилами и принципами работы. При этом необходимо учесть то обстоятельство, что перед каждым участником транспортно-логистического рынка стоят свои задачи. Для Правительства Казахстана - это образование национальных транспортно-логистических узлов, создание центров роста национальной и региональной экономик. Для бизнес-сообщества - это уменьшение затрат на создание логистической инфраструктуры и обеспечение снижения стоимости транспортно-логистических услуг за счет кооперации (объединения) конкурирующих транспортно-логистических операторов, предоставляющих уникальные пакеты своих услуг. В результате за счет эффективного управления общими административными и эксплуатационными издержками и преференций по земельным налогам, полученным от местных властей, повысится конкурентоспособность транспортно-логистической отрасли в целом. В настоящее время при создании транспортно-логистических центров необходимо вести их многоуровневое планирование. Для вхождения казахстанской логистики в мировую логистическую сеть необходимо создать национальные, региональные, местные и локальные транспортные логистические центры, включая как транспортную инфраструктуру, так и складскую логистику. Обобщая зарубежный опыт, прежде всего стран ЕС, по планированию логистических центров, вытекают следующие основные рекомендации:
Стратегия развития транспортно-логистических центров в стране и программа создания транспортной инфраструктуры должны быть обсуждены государством, бизнес-сообществом и общественными организациями. При этом планы создания транспортно-логистических центров на региональных и городских уровнях должны быть синхронизированы с планами регионального развития руководства областей. Требования к планам создания транспортно-логистической инфраструктуры должны быть детализированы - внутренние коммуникации, конкретные точные размеры логистических центров, их местоположение и возможность беспрепятственного доступа к ним. Таким образом, усилиями всех заинтересованных сторон возможно создать эффективную транспортно-логистическую систему, включающую мультимодальные и интермодальные перевозки; современные логистические терминалы; логистические компании по экспедированию грузов; развитие стандартных транспортных маршрутов, позволяющих осуществить комбинированное перемещение грузов. Третий уровень. Создание современной транспортно-логистической системы, интегрированной в международную транспортно-логистическую цепь поставок, способно предложить качественные услуги добавленной стоимости. Региональные ТЛС можно рассматривать как подсистему макрологистической системы данного региона и также как подсистему транспортно-логистического кластера. РТЛС имеет главное ограничение по территориальному признаку - границы региона, транспортно-логистические субъекты, которые она объединяет. Система направлена на оптимизацию движения грузопотоков на территории региона. Система должна стремиться к полному охвату всех транспортных потоков в пределах региона, то есть вовлечению всех грузоотправителей и грузополучателей. Тогда как транспортно-логистический кластер имеет главное ограничение не по территориальному признаку, а по близости расположения к транспортным коридорам группы взаимосвязанных компаний - транспортно-логистические субъекты, которые она объединяет. Система направлена на оптимизацию движения грузопотоков в международных транспортных коридорах. В настоящее время реализуются первые два этапа: модернизируется и создается современная транспортная инфраструктура, формируются региональные индустриально-логистические зоны (гг.Алматы, Астана) вокруг крупных промышленных поясов и транспортных узлов. Реализация 3 и 4 этапов требует детального изучения и решения комплекса научно-методологических вопросов. Как известно, процесс глобализации казахстанского транспортно-логистического рынка приобретает очертания и содержание национального проекта по количеству участников, значимости происходящих в настоящее время изменений и экономических результатов, ожидаемых в перспективе. В этой связи национальные проекты дают возможность реализовать на практике современную модель управления бизнесом в интересах государства, бизнеса и общества - государственно-частное партнерство. На республиканском уровне придают большое значение этим проектам. Так, Министерством транспорта и коммуникаций РК объявлено о создании ТЛЦ с территориально-региональными и структурами, проведены конкурсы на обоснование инвестиций по транспортно-логистическим проектам. Четвертый уровень состоит из обоснования стадии формирования транспортно-логистических кластеров. Транспортно-логистический кластер позволит сконцентрировать в себе все промышленные организации и логистические организации, работающие в сфере грузовых и пассажирских перевозок, грузоотправители, логистические и транспортно-логистические компании, а также организации, оказывающие сопутствующие услуги. Реализация концепции создания транспортно-логистического кластера предусматривает использование следующих средств и методов регулирования: нормативное правовое регулирование; административные меры; бюджетная поддержка и инвестиционная поддержка; организационная, политическая и информационная поддержка. На основе анализа и обобщения теории и практики создания кластеров, авторами разработан алгоритм формирования транспортно-логистических кластеров с учетом целей региона (экологических, экономических и др.). Алгоритм для формирования региональных транспортно-логистических кластеров включает следующие этапы. Первый этап. Установление ограничений внешней и внутренней среды: целевые, ресурсные, законодательные, научно-технические. Второй этап. Формулировка цели и задач исследования, исходя из особенностей региона, его потенциала и роли в рамках единой макрологистической системы страны. Третий этап. Проведение исследования элементов транспортно-логистической системы региона с целью выявления состава и структуры транспортно-логистического кластера. На четвертом этапе проводится маркетинговый анализ конкурентных преимуществ и потребительских предпочтений предприятий различных отраслей, расположенных в регионе. Необходимость проведения исследования на этом этапе обусловлена, во-первых, определением перечня работ и услуг, характерных для транспортно-логистической инфраструктуры, существующей номенклатуры услуг, оказываемой в регионе. Во-вторых, для определения перспективных направлений развития услуг в формируемой ТЛС и кластере области. Уточняются требования клиентов к условиям перевозки, грузопереработки, распределению, а также особенные требования отдельных грузоотправителей и грузополучателей, заинтересованных в формировании ТЛС в регионе. Такие опросы в дальнейшем могут использоваться для того, чтобы учитывать требования клиентов на каждом этапе формирования РТЛС. Пятый этап. Содержание этого этапа состоит в формулировке основных программных мероприятий, реализующих поставленные цели и задачи, обосновании необходимых затрат, определении этапов и сроков выполнения программы формирования ТЛС в регионе, механизмов осуществления программы и организации управления и контроля за ходом ее выполнения, а также оценка результатов работы ТЛС в регионе. Результатом будет являться уточнение участников кластера. На пятом уровне формируется многоуровневая единая интегрированная транспортно-логистическая система Казахстана, которая включает в себя системы первого, второго, третьего и четвертого уровней. Литература:
|