Каталог статей |
к.э.н., доцент Потапова Е.В., к.э.н., доцент Строева О.А. Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия Концептуальные подходы к исследованию экономической сущности регионализации экономических процессовНа основе рассматриваемых теоретических осмыслений различными учеными данных процессов можно дать следующее определение понятия регионализации, которое отражает не только характер и сложность социально-экономических процессов, протекающих в современной России, но и адекватное восприятие произошедших экономических событий, а так, же точное использование современного терминологического аппарата. Регионализация - создание новой более общей надсистемы, которая образуется на базе объединения ряда подсистем, взаимодействующих между собой при продвижении продукции к конечному потребителю. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию. В сфере экономики реализовались пять основных способов наращивания потенциала крупных предприятий, т.е. видов регионализации: 1. Горизонтальная регионализация - это регионализация предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг. Основные формы горизонтальной регионализации и их характеристики отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Формы горизонтальной регионализации и их характеристики Горизонтальная регионализация связанна с увеличением удельного веса предприятия в масштабах отрасли (рост ее доли в производственных мощностях, отраслевом производстве, рост доли на рынке отраслевой продукции и т.п.). Она позволяет минимизировать упущенную выгоду, а так же свидетельствует о монопольных устремлениях ее участников. Одной из форм горизонтальной регионализации является формирование финансово-промышленных групп (ФПГ). 2. Вертикальная регионализация – это процесс включения в структуру компании фирм, которые связаны с ней единой технологической цепочкой, либо слияние стадий производства единой технологической цепи и установление контроля одной компании над ними. При этом стадия производства понимается как процесс, в результате которого к первоначальной стоимости продукта присоединяется добавленная стоимость, а сам продукт перемещается по цепочке к конечному потребителю. Классификация основных методов и форм вертикальной регионализации, а так же их характеристики отражены на рисунке 2. Вертикальная регионализация основана на проникновении в находящиеся в функциональной зависимости по отношению к основному производству смежные отрасли. Она обусловлена технологическими связями между предприятиями и обеспечивает экономию на масштабе, консолидацию и эффективное использование ресурсов. Существенным источником экономии при осуществлении вертикальной регионализации становится экономия на затратах по рекламе, товародвижению, поддержанию оптимального размера запасов сырья и материалов. В последнее время в мире широкое распространение получил такой способ трансформации бизнеса, как слияние. Его также можно рассматривать как предельный случай регионализации. 3. Диагональная регионализация - установление интеграционных связей с таким предприятием, которое не является смежным или однородным для данного, но включено в технологическую цепочку, содержащую однородные или (потенциально) смежные предприятия. Иными словами - объединение с предприятиями, находящимися на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающими параллельные виды продукции, опирающимися на сознательное вложение капитала в целый ряд функционально не связанных между собой отраслей и производств. Цель диагональной регионализации – воздействие косвенным образом на интересующее предприятие, через завязанные с ним компании. Эти цели могут быть достигнуты посредством давления на интересующие предприятия, но интеграционные связи более эффективны и долговременны. 4. Комбинированная регионализация представляет собой интеграцию предприятий, которые находятся на одинаковых этапах производства и связаны единой технологической цепочкой.
Рисунок 2 – Методы и формы вертикальной регионализации 5. Арьергардная регионализация. Многие промышленные предприятия России осуществляют данный вид регионализации в целях создания собственной системы энергообеспечения и теплообеспечения. Это позволяет избежать трансакционных издержек, порождаемых сложностью поиска приемлемых компромиссов с естественными монополиями, снизить прямые производственные издержки за счет получения более дешевой электроэнергии и тепла с собственных энергетических установок. Рассмотрев все многообразие видов и форм регионализации, можно сказать, что регионализация – это процесс установления таких взаимоотношений между предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующего и интегрируемого предприятий. Каждая из видов и форм регионализации имеет свои достоинства и недостатки. Однако к их общим преимуществам можно отнести:
Нестабильность экономической ситуации в современных условиях диктует необходимость формирования следующих типов интеграционных объединений: 1. Картельный тип объединения. Это объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. Следовательно, цель создания картельных объединений – организация и регулирование сбыта продукции. Взаимодействия предприятий осуществляется по вопросам регулирования спроса, ценообразования, финансирования, организации производственного процесса, технического обеспечения. При этом все участники сохраняют финансовую, хозяйственную и юридическую самостоятельность. 2. Синдикативный тип объединения. Это объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую сеть, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции. Участники при таком объединении сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность. 3. Трестовский тип объединения. Это объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. В таких объединениях доход распределяется в зависимости от долевого участия каждого предприятия. Для данного типа объединения характерно объединение всех сторон деятельности предприятий, а так же утрата юридической и хозяйственной самостоятельности, поскольку объединение происходит за счет полного слияния активов предприятий и образовании в единый капитал под единым руководством. 4. Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участий системы общего финансирования и тесного производственного сотрудничества. В состав такого формирования могут входить предприятия самых различных сфер деятельности, кредитно-финансовые учреждения, торговые, и научно-исследовательские структуры. Поэтому капитал концерна имеет диверсифицированный характер и включает в себя промышленный, торговый и банковский капиталы. 5. Конгломеративный тип объединения. Под ним понимается организационная форма регионализации компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной регионализации, без всякой производственной общности. Особенность данного объединения заключается в том, что во главе него находится финансовое учреждение (а не производственная структура, как в концерне), которое за счет участия в активах юридически самостоятельных участников объединения осуществляет управление их деятельностью 6. Консорциум – тип объединения предприятий, представляющий собой временный союз хозяйственно независимых фирм, в целях координации различных видов их предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической, хозяйственной самостоятельности, эта форма регионализации компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде, привлекать значительные объемы вложений и инвестиций для реализации капиталоемких проектов. Цель создания консорциума – своевременное, эффективное, качественное исполнения заказов, заявок, требующих объединение усилий, возможностей производственных, обслуживающих, сбытовых, научно-технических, кредитно-финансовых учреждений, имеющих возможность совместно решать поставленные задачи. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений. Развитие регионализации может осуществляться по двум основным направлениям: ассоциации и агломерации. Объединение на принципах ассоциации (от латинского association - соединение) представляет собой сохранение хозяйственной автономии контрагентов, в основе которой лежит собственность на средства производства и организацию производства. При этом предприятие не подвергается управляющему воздействию (ассоциации и союзы, стратегические альянсы, консорциумы, кооперативы). Объединение на принципах агломерации (от латинского aglomerate - присоединение, накопление) образуется в результате частичной либо полной централизации капиталов субъектов регионализации. Процесс образования новых структур сопровождается процессом концентрации производства. При этом имеет место так называемая организационная концентрация, которая происходит в результате слияния предприятий или присоединения одного предприятия к другому. Присоединение может быть «дружеским», осуществляемое с согласия руководящих органов предприятий. В случае отсутствия согласия процесс присоединения носит «враждебный» характер (холдинги, полное слияние, финансовое участие, финансово-промышленные группы). Обобщив все выше сказанное, попробуем дать определение, верно раскрывающее сущность и признаки регионализации: регионализация - такое объединение двух и более экономических субъектов-собственников (юридических и физических лиц) на основе установления гражданско-правовых отношений, при котором их интересы из разнонаправленных становятся однонаправленными, количество участников не сокращается, участники не теряют (не изменяют) юридический статус своего лица. |