Каталог статей

к.э.н., доцент Потапова Е.В., к.э.н., доцент Строева О.А.

Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Концептуальные подходы к исследованию экономической сущности регионализации экономических процессов

На основе рассматриваемых теоретических осмыслений различными учеными данных процессов можно дать следующее определение понятия регионализации, которое отражает не только характер и сложность социально-экономических процессов, протекающих в современной России, но и адекватное восприятие произошедших экономических событий, а так, же точное использование современного терминологического аппарата.

Регионализация - создание новой более общей надсистемы, которая образуется на базе объединения ряда подсистем, взаимодействующих между собой при продвижении продукции к конечному потребителю. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию.

В сфере экономики реализовались пять основных способов наращивания потенциала крупных предприятий, т.е. видов регионализации:

1. Горизонтальная регионализация - это регионализация предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг.

Основные формы горизонтальной регионализации и их характеристики отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Формы горизонтальной регионализации и их характеристики

Горизонтальная регионализация связанна с увеличением удельного веса предприятия в масштабах отрасли (рост ее доли в производственных мощностях, отраслевом производстве, рост доли на рынке отраслевой продукции и т.п.). Она позволяет минимизировать упущенную выгоду, а так же свидетельствует о монопольных устремлениях ее участников.

Одной из форм горизонтальной регионализации является формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).

2. Вертикальная регионализация – это процесс включения в структуру компании фирм, которые связаны с ней единой технологической цепочкой, либо слияние стадий производства единой технологической цепи и установление контроля одной компании над ними. При этом стадия производства понимается как процесс, в результате которого к первоначальной стоимости продукта присоединяется добавленная стоимость, а сам продукт перемещается по цепочке к конечному потребителю.

Классификация основных методов и форм вертикальной регионализации, а так же их характеристики отражены на рисунке 2.

Вертикальная регионализация основана на проникновении в находящиеся в функциональной зависимости по отношению к основному производству смежные отрасли. Она обусловлена технологическими связями между предприятиями и обеспечивает экономию на масштабе, консолидацию и эффективное использование ресурсов. Существенным источником экономии при осуществлении вертикальной регионализации становится экономия на затратах по рекламе, товародвижению, поддержанию оптимального размера запасов сырья и материалов.

В последнее время в мире широкое распространение получил такой способ трансформации бизнеса, как слияние. Его также можно рассматривать как предельный случай регионализации.

3. Диагональная регионализация - установление интеграционных связей с таким предприятием, которое не является смежным или однородным для данного, но включено в технологическую цепочку, содержащую однородные или (потенциально) смежные предприятия.

Иными словами - объединение с предприятиями, находящимися на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающими параллельные виды продукции, опирающимися на сознательное вложение капитала в целый ряд функционально не связанных между собой отраслей и производств. Цель диагональной регионализации – воздействие косвенным образом на интересующее предприятие, через завязанные с ним компании. Эти цели могут быть достигнуты посредством давления на интересующие предприятия, но интеграционные связи более эффективны и долговременны.

4. Комбинированная регионализация представляет собой интеграцию предприятий, которые находятся на одинаковых этапах производства и связаны единой технологической цепочкой.

Рисунок 2 – Методы и формы вертикальной регионализации

5. Арьергардная регионализация. Многие промышленные предприятия России осуществляют данный вид регионализации в целях создания собственной системы энергообеспечения и теплообеспечения. Это позволяет избежать трансакционных издержек, порождаемых сложностью поиска приемлемых компромиссов с естественными монополиями, снизить прямые производственные издержки за счет получения более дешевой электроэнергии и тепла с собственных энергетических установок.

Рассмотрев все многообразие видов и форм регионализации, можно сказать, что регионализация – это процесс установления таких взаимоотношений между предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующего и интегрируемого предприятий.

Каждая из видов и форм регионализации имеет свои достоинства и недостатки. Однако к их общим преимуществам можно отнести:

  • придание снабженческим и сбытовым процессам интегрируемых и интегрирующих предприятий более высокого уровня надежности, определенности;
  • снижение уровня конкуренции;
  • облегчение внедрения и использования в деятельности предприятия разнообразных новшеств (в технологии производства, автоматизации, сбыте, распределении продукции и т.д.);
  • сокращение уровня расходов предприятия (на закупку сырья, материалов, и комплектующих; на производство, сбыт, транспортировку, упаковку, снижение уровня управленческих расходов).

Нестабильность экономической ситуации в современных условиях диктует необходимость формирования следующих типов интеграционных объединений:

1. Картельный тип объединения. Это объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. Следовательно, цель создания картельных объединений – организация и регулирование сбыта продукции. Взаимодействия предприятий осуществляется по вопросам регулирования спроса, ценообразования, финансирования, организации производственного процесса, технического обеспечения. При этом все участники сохраняют финансовую, хозяйственную и юридическую самостоятельность.

2. Синдикативный тип объединения. Это объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую сеть, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции. Участники при таком объединении сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность.

3. Трестовский тип объединения. Это объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. В таких объединениях доход распределяется в зависимости от долевого участия каждого предприятия. Для данного типа объединения характерно объединение всех сторон деятельности предприятий, а так же утрата юридической и хозяйственной самостоятельности, поскольку объединение происходит за счет полного слияния активов предприятий и образовании в единый капитал под единым руководством.

4. Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участий системы общего финансирования и тесного производственного сотрудничества.

В состав такого формирования могут входить предприятия самых различных сфер деятельности, кредитно-финансовые учреждения, торговые, и научно-исследовательские структуры. Поэтому капитал концерна имеет диверсифицированный характер и включает в себя промышленный, торговый и банковский капиталы.

5. Конгломеративный тип объединения. Под ним понимается организационная форма регионализации компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной регионализации, без всякой производственной общности. Особенность данного объединения заключается в том, что во главе него находится финансовое учреждение (а не производственная структура, как в концерне), которое за счет участия в активах юридически самостоятельных участников объединения осуществляет управление их деятельностью

6. Консорциум – тип объединения предприятий, представляющий собой временный союз хозяйственно независимых фирм, в целях координации различных видов их предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической, хозяйственной самостоятельности, эта форма регионализации компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде, привлекать значительные объемы вложений и инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Цель создания консорциума – своевременное, эффективное, качественное исполнения заказов, заявок, требующих объединение усилий, возможностей производственных, обслуживающих, сбытовых, научно-технических, кредитно-финансовых учреждений, имеющих возможность совместно решать поставленные задачи. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений.

Развитие регионализации может осуществляться по двум основным направлениям: ассоциации и агломерации.

Объединение на принципах ассоциации (от латинского association - соединение) представляет собой сохранение хозяйственной автономии контрагентов, в основе которой лежит собственность на средства производства и организацию производства. При этом предприятие не подвергается управляющему воздействию (ассоциации и союзы, стратегические альянсы, консорциумы, кооперативы).

Объединение на принципах агломерации (от латинского aglomerate - присоединение, накопление) образуется в результате частичной либо полной централизации капиталов субъектов регионализации. Процесс образования новых структур сопровождается процессом концентрации производства. При этом имеет место так называемая организационная концентрация, которая происходит в результате слияния предприятий или присоединения одного предприятия к другому.

Присоединение может быть «дружеским», осуществляемое с согласия руководящих органов предприятий. В случае отсутствия согласия процесс присоединения носит «враждебный» характер (холдинги, полное слияние, финансовое участие, финансово-промышленные группы).

Обобщив все выше сказанное, попробуем дать определение, верно раскрывающее сущность и признаки регионализации: регионализация - такое объединение двух и более экономических субъектов-собственников (юридических и физических лиц) на основе установления гражданско-правовых отношений, при котором их интересы из разнонаправленных становятся однонаправленными, количество участников не сокращается, участники не теряют (не изменяют) юридический статус своего лица.